Школьное образование, 10 ноя 2020, 14:00

Как в Индии и СНГ переходили на дистанционное обучение во время пандемии

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Развивающиеся рынки образования в странах СНГ и Индии с трудом справились с переходом на дистанционное обучение. О том, как локдаун повлиял на их системы образования рассказал Андрей Илингин, директор «ЯКласс» в России

Состояние систем образования до пандемии

В 2020 году системы образования всех стран прошли испытание на прочность. Пандемия коронавируса затронула 1,5 млрд школьников по всему миру, а более 463 млн учащихся не смогли перейти на дистанционное обучение. В таких регионах не было необходимой техники и доступа к технологическим решениям. Это похоже на катастрофу мировой системы образования, и в числе самых неподготовленных к ней оказались развивающиеся страны.

Всеобщий карантин зимы—весны 2020 года четко выявил проблемные зоны, которые и до этого были очевидны правительствам и гражданам. Мы поговорим о том, как Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Индия переходили на дистант во время пандемии.

Казахстан. В Казахстане учатся более 3 млн школьников. Страна росла в мировом рейтинге образовательных достижений учащихся PISA с 2009 по 2017 годы. С 2018 года Казахстан терял позиции в рейтинге и сейчас занимает 69 место из 79. Согласно исследованию PISA, один из факторов снижения — недостаток финансирования образовательного сектора. Уже несколько лет расходы на образование составляют около 3—3,4% от ВВП страны. Это невысокий показатель по СНГ: в Киргизии на образование уходило 6% от ВВП страны в 2017 году, а в Узбекистане — до 5,3%. При этом в 2019 году Казахстан увеличил расходы на образование до 3,6%.

Помимо финансирования, на состояние школьного образования Казахстана напрямую влияет внедрение системы «НИШ» — «Назарбаев Интеллектуальные Школы». Это экспериментальные площадки для тестирования образовательных моделей и программ дошкольного курса, начальной, средней и старшей школы с учетом особенностей страны. «НИШ» представили 11 лет назад, но они составляют менее 1% всех школ республики. При этом создание экспериментальных школ увеличило разрыв между сильными и отстающими учениками.

Страны в рейтинге PISA в 2020 году. Россия занимает 27 место (Фото: Programme for International Student Assessment (PISA))

Узбекистан. Сейчас в стране учатся более 6 млн детей. Это на 5% больше, чем в 2018—2019 учебном году. В рамках стратегии по развитию образования в Узбекистане запретили принудительный труд учителей, повысили педагогам зарплату, облегчили бюрократию и планируют ввести электронные журналы к 2021 году. Узбекистан впервые оценят исследователи PISA и PIRLS в 2021 году, чтобы определить уровень развития образовательного сектора в стране и указать на возможности его улучшения.

Киргизия. Образование в Киргизии — одна из самых затратных статей государственного бюджета. Расходы на образование выросли в 1,5 раза с 2014 года и составили 6,7% от ВВП страны в 2018 году. Сейчас в Киргизии учатся более 1,5 млн школьников, а количество педагогов увеличилось на 6% за последние пять лет.

Индия. Страна традиционно входит в десятку самых быстроразвивающихся стран мира, поэтому может похвастаться одной из самых масштабных и сложных систем образования в мире. В Индии более 1,5 млн школ, в которых учатся почти 260 млн человек. При этом состояние школ — неутешительное. В стране 73% государственных школ, но только в 56% из них есть электричество, а треть населения страны не владеют базовой грамотностью.

Локдаун и переход на дистанционное обучение

Состояние системы образования к началу нового учебного года определяла скорость принятых государствами мер в первые недели пандемии.

Индия. Очаг эпидемии зарегистрировали в Китае. Индия расположена к нему ближе всех, поэтому закрыла границы одной из первых. В стране решили не переходить на дистанционное обучение до окончания летних каникул — с 1 апреля по 1 июля. Но когда вирус начал распространяться быстрее и возобновлять очное обучение стало рискованно, Индия отложила начало учебного года еще на три месяца. Из-за этого образование школьников легло на плечи родителей и самих учащихся — большинство детей полгода не могли учиться.

В Индии дети, у которых нет доступа в интернет, занимаются с преподавателями на открытом воздухе с соблюдением социальной дистанции (Фото: Danish Ismail / Reuters)

В странах СНГ летние каникулы продолжаются с 1 июня по 31 августа, поэтому карантинные ограничения и механика перехода на дистанционное образование разительно отличались.

Казахстан. Справился с пандемией с большим трудом. С середины марта школы закрыли на досрочные каникулы, а четвертую четверть провели дистанционно. В Казахстане работают собственные образовательные сервисы для школьников, но технически республика не готова к онлайн-образованию. В стране более 3 млн школьников, при этом интернет не выдерживает одновременное подключение даже 2,5 млн учеников.

Киргизия. Также закрыла школы с середины марта. Школьники не вернулись к очному формату обучения и 1 сентября — первый месяц нового учебного года в школах учились только первоклассники. С 1 октября школьников всех возрастов перевели на дистанционное обучение.

Узбекистан. Досрочно отправил школьников на каникулы, как и в других странах СНГ. Последнюю четверть года школьники заканчивали дистанционно — Национальная телерадиокомпания Узбекистана вместе с Министерством народного образования (МНО) организовали видеотрансляции уроков. Учебные материалы размещали в электронном журнале Kundalik (копия Дневник.ру), официальных каналах МНО и ресурсе TAS-IX. Частные образовательные платформы в Узбекистане работают не системно, поэтому соблюдать единые образовательные стандарты в период пандемии было сложнее.

Главные проблемы развивающихся регионов

В школах и развивающихся регионах в целом не хватает техники и стабильного интернета. Это один из главных факторов, который мешает повсеместно внедрить технологии дистанционного обучения. Согласно рейтингу государств по скорости интернета WebsiteToolTester, из 207 стран мира Узбекистан занимает 181 место, Казахстан — 113 место, Киргизия — 155 место. Во многих семьях нет подходящей техники или интернета — более 55 тыс. школьников Казахстана живут в селах без интернета, а 30% учащихся не имеют компьютеров.

В Индии ситуация еще менее утешительная — только 24% семей имеют доступ к интернету. При этом смартфоны есть только у 500 млн человек из 1,3 млрд жителей страны.

Второй барьер для внедрения дистанционного образования в этих регионах — язык. В школах стран СНГ дети учатся на местном языке или на русском. Это напрямую влияет на интеграцию русскоязычных образовательных ресурсов в систему онлайн-образование страны. Около 50% школьников Казахстана учатся на русском, в Киргизии таких учащихся 30%, в Узбекистане — менее 10%.

При этом учителя в Узбекистане сами предлагают пользоваться онлайн-платформами, чтобы продолжать учебный процесс. Благодаря «Сколково» и поддержке Министерства народного образования и связи Узбекистана, «ЯКласс» запустил пилотный проект в школах страны. Часть школьников перешли в дистант — учились на платформе «ЯКласс» во время пандемии.

В Индии похожая ситуация. Когда большинство учеников государственных школ были на каникулах, около 400 тыс. частных школ по своей инициативе продолжили учебу дистанционно. Они стали основными пользователями «ЯКласс» во время полугодовых каникул. При этом дистанционное обучение по-прежнему воспринимают в Индии, как привилегию детей из обеспеченных семей, а компьютер и интернет — атрибут статуса.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Школьное образование Онлайн-образование Учеба за рубежом Реформа образования Регуляторы
Главное