Где брать программистов: почему компании приходят в буткемпы
Об эксперте: Георгий Бабаян, основатель первого российского буткемпа для программистов Elbrus.
Для чего айтишникам буткемпы
Слово «буткемп» (от англ. bootcamp) изначально использовали американские военные — так назывались тренинги по интенсивной подготовке новобранцев. Сегодня этот термин стал гораздо шире, и в первую очередь ассоциируется с учебными ИТ-лагерями. Первые ИТ-буткемпы появились в начале 2010-х годов, и сейчас приобрели уже большую популярность. Они помогают всем желающим прокачать свои навыки в ИТ и быстро приобрести ключевые умения, необходимые для программирования, и в итоге изменить свою карьеру и получить работу в компании.
ИТ-буткемп — это центр интенсивного обучения программированию, в котором 50% обучающихся — взрослые люди, которые могут без опыта и образования в сфере ИТ пройти переквалификацию и стать разработчиками.
В России формат буткемпов впервые появился всего три года назад, и обучение в них сильно отличалось от, например, американского: студенты не становились частью команды единомышленников, компании не уделяли внимания развитию их гибких навыков, а программа не была так интенсивна. По сути, организаторы просто использовали для маркетинга модное слово, чтобы привлечь больше людей на краткосрочные интенсивы по программированию.
Да и сейчас формат буткемпа пока нельзя назвать массовым ни у нас, ни в Европе. Однако это не мешает ему быть востребованным как студентами, так и ИТ-компаниями. Развитие института буткемпов в России — ключ к усилению кадрового ресурса ИТ-отрасли. Ключевая задача образования — обеспечить выпускнику эффективное существование в обществе и карьерные перспективы. В этом смысле вузы — просто привычка, стереотип поведения, который пора пересмотреть.
Буткемпы вместо вузов
Буткемпы готовят разработчиков в иной парадигме, нежели классические университеты или дистанционные курсы. От вузовских программ обучение в буткемпах отличается длительностью и акцентом на решении практических задач. Кроме того, буткемпинг включает в себя карьерные тренинги, а также занятия спортом и тимбилдинг — это большая разница с полностью дистанционными онлайн-курсами.
Такое экспресс-обучение реализуется за счет интенсивности программы и глубокого погружения в работу над реальными проектами. Коллективная работа, плотное общение с экспертами и отсутствие общеобразовательных блоков делают буткемпинг эффективным инструментом по подготовке ИТ-специалистов. На базе созданных во время обучения проектов можно сделать сильное портфолио, улучшить soft skills, создать актуальное и привлекательное резюме и потренироваться в собеседованиях с топовыми ИТ-компаниями.
Если мы говорим о бакалавриате, полная академическая программа рассчитана минимум на четыре года. Государственные образовательные стандарты проходят огромное количество согласований, разрабатываются годами, и потому не успевают за быстро меняющимся ИТ-рынком. За время подготовки специалиста в вузе могут появиться несколько новых языков программирования и полностью измениться подходы к разработке. Кроме того, количество выпускников государственных вузов в России по ИТ-специальностям далеко от того, чтобы закрыть потребности работодателей хотя бы на половину.
Программа буткемпа строится как правило таким образом, чтобы охватить знания, необходимые для применения в ИТ-компаниях в конкретной стране. Например, мы в «Эльбрусе», приняв во внимание американский опыт, убрали лишние компоненты, иначе расставили акценты, адаптировав программу под современный российский рынок. Например, сначала в буткемпе учили инструменту jQuery (библиотека JavaScript) и делали большой упор на базы данных. Сейчас активнее стали изучать React (JavaScript-библиотека с открытым исходным кодом для разработки пользовательских интерфейсов) и MongoDB (система управления базами данных, не требующая описания схемы таблиц). Если в jQuery чаще нужно программировать самому, то React использует больше готового кода. В ближайшее время планируем открыть направления Data Science и UX Design.
Среднестатистическому выпускнику буткемпа около 30 лет, он обычно имеет опыт и образование в смежной или кардинально иной сфере. Такие студенты закономерно более мотивированы к обучению и достигают высоких результатов.
Буткемпы — рынку труда
В ближайшие семь лет на российском рынке труда возникнет потребность в 2 млн новых ИТ-специалистов. Причем это будут не только разработчики ПО, но и работники смежных профессий. Российская высшая школа не в состоянии закрыть кадровые потребности ИТ-отрасли: ежегодно рынку не хватает около 40 тыс. новых айтишников.
Выпускники отечественных буткемпов помогут компаниям закрыть брешь, связанную с дефицитом ИТ-специалистов. Во-первых, буткемпы позволяют сократить на несколько порядков цикл обучения. Во-вторых, снабжают своих выпускников практическими навыками и заметно прокачивают их soft skills. В США 72% работодателей считают, что выпускники буткемпов подготовлены так же хорошо, как и выпускники вузов.
Выпускники буткемпа могут претендовать на позицию junior- и иногда даже middle-разработчика. Многие компании готовы брать специалистов такого уровня и растить их внутри. Западные стартапы охотно нанимают выпускников буткемпа, потому что их профессиональные навыки наиболее приближены к актуальным требованиям рынка.
Экспресс-подготовка программистов и других специалистов из смежных профессий идет навстречу потребностям компаний максимально оперативно закрывать вакансии. Бизнес тратит на хантинговые компании и HR-специалистов большие бюджеты, но при этом на их поиск может уходить до нескольких месяцев. Сложнее всего маленьким компаниям, которые не могут использовать известность своего бренда или предлагать уникальные условия для привлечения программистов-звезд. Поэтому стремительное развитие ИТ-образования в России с помощью буткемпинга — это восходящий тренд ближайшего будущего.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.