Горе от ума: стоит ли бояться распространения технологий «умных» городов
Об эксперте: Владислав Бутенко, руководитель глобального сектора «Развитие городов» BCG.
Мегаполисы по всему миру начали преображаться в соответствии с концепцией «умных городов» задолго до распространения COVID-19. Накопились проблемы, которые уже невозможно решить, опираясь на имеющуюся инфраструктуру. Население продолжает расти, пробки наносят ущерб экономике и здоровью жителей, аномальные погодные явления угрожают парализовать жизнь целых городов.
Пандемия послужила лишь катализатором развития такого рода проектов и обострила потребность в сборе и анализе данных. Приходится в режиме реального времени контролировать соблюдение мер безопасности и оценивать эффективность решений, направленных на борьбу с коронавирусом.
Согласно исследованию РВК и Института национальных проектов, большинство россиян не против сбора государством информации об их контактах для выявления потенциально зараженных коронавирусом. Возможным они считают и использование правоохранителями алгоритма распознавания лиц для обеспечения безопасности. Так ответили 66% и 76% опрошенных.
Многие страны уже используют приложения, отслеживающие местоположение и контакты инфицированных. Такие решения требуют масштабного сбора и совместного использования данных. И несмотря на их неоднозначность, как говорит мой коллега Массимо Руссо в своей статье «The Risks and Rewards of Data Sharing for Smart Cities», невозможно отрицать не только фундаментальные сложности в обмене информацией, но и его важность для будущего.
Зачем еще городам нужны данные
Управление данными поможет городам прогнозировать потребности жителей, понимать основные «болевые точки» и использовать эту информацию для приоритезации направлений развития «умного города» и, следовательно, эффективного планирования бюджета.
Например, в районе Hudson Yards в Нью-Йорке используется микросеть для моделирования будущих потребностей жителей в энергии. Помимо своей основной функции, микросеть собирает данные о моделях использования тепла и электроэнергии.
Прогноз будущего потребления поможет со временем снизить энергопотребление, что позволит существенно сократить расходы бюджета по этому пункту.
Понимая ценность таких технологий, многие города инвестируют в проекты, в рамках которых партнеры будут интегрировать данные из множества разных источников. Учитывая масштаб программ и требования к обработке потоков информации, города активно сотрудничают с технологическими компаниями. Сегодня существует множество приложений, созданных в результате совместной работы государства и бизнеса. Например, навигационное приложение Waze’s Connected Citizen Program работает со многими городами, включая Нью-Йорк, и позволяет обмениваться данными о загруженности дорог с информацией государственного сектора.
Частным компаниям такое сотрудничество не менее выгодно, и дело не только в получении госзаказов. Технологии, работающие с данными, позволят прогнозировать поведение клиентов и получать информацию о конкурентах. Наконец, они нужны компаниям для внедрения своих изобретений: для создания высокоэффективных гаджетов и приложений они должны получать доступ к большому количеству данных. Например, крупный разработчик решений в области «умного города», китайская компания Huawei, сотрудничает с сотнями партнеров для доступа к данным.
BCG изучила около 75 приложений «умных городов», которые используют сведения из нескольких источников, включая подключенное оборудование (приложения «Интернета вещей» или «IoT»). Почти половине из них необходим доступ к различным платформам и базам. Так, приложение для резервирования парковочного места в одном из городов объединяет информацию о количестве свободных мест, загруженности дорог, погоде и предстоящих массовых мероприятиях, чтобы определить актуальную стоимость. Анализ еще большего числа потенциальных приложений будущего показал, что доступ к широкому спектру хранилищ данных потребуется еще 40% подобных разработок.
Как данные могут помочь жителям городов
Технологии, работающие с данными, способны существенно улучшить нашу жизнь, но по-прежнему вызывают опасения риски нарушения конфиденциальности и утечки.
Скажем, должна ли информация о состоянии здоровья быть доступной органам власти или частным компаниям? Многие будут против этого. Но предположим, что обобщенные медицинские сведения необходимы для ограничения загрязнения воздуха предприятиями и личными авто. В этом случае люди менее категоричны. Так, в городе Луисвилл (штат Кентукки, США) запустили проект, в рамках которого данные, полученные от интеллектуальных ингаляторов от астмы, использовались для мониторинга воздействия загрязнения воздуха на здоровье граждан.
Кроме того, такие сведения помогут создавать системы персонифицированной медпомощи. Например, в Сеуле тестируют пилотный проект, в рамках которого с помощью датчиков движения и данных о потреблении электроэнергии отслеживается происходящее в доме одиноких пожилых людей. Компьютеры выявляют изменения в их повседневных привычках и предупреждают соцработников в случае явной необходимости помочь (например, если человек внезапно становится намного менее активным, чем обычно).
В будущем рекомендации по поддержанию хорошего самочувствия могут быть персонализированы на основе состояния здоровья каждого человека, а также по мере старения сопровождаться отслеживанием его деятельности. Вместо того, чтобы «привязывать» человека к больнице, можно обеспечить ему уход дома, что сделает людей старшего поколения более независимыми.
Помимо этого, с помощью данных можно создавать индивидуальные предложения по работе, рассчитывать стоимость и условия страховки с учетом поведения водителя на дорогах.
Уже сегодня транспортные приложения используют данные камер, датчиков парковки и телематики для определения районов высокой загруженности. Так, в Остине (Техас, США) оптимизируются сигналы светофоров, в Лондоне динамически устанавливаются тарифы на проезд, в Сан-Франциско реализуется умная система оплаты парковки. В будущем города смогут, ориентируясь на реальную дорожную обстановку, поддерживать оптимальную мобильность, изменяя тарифы в реальном времени.
«Умные технологии» позволят городам создавать удобные условия для жизни всех слоев населения. Например, в Калькутте (Индия) создан сервис, который с помощью геокодирования дает жителям трущоб доступ к государственным услугам, возможность открывать банковские счета, регистрироваться для участия в голосовании. В Лондоне Google совместно с городским обществом слепых помогает людям с нарушениями зрения ориентироваться в транспортной сети города, используя маяки для передачи звуковых инструкций через приложение для смартфонов. А в округе Джонсон в Кентукки разработан алгоритм, предсказывающий риски рецидива у заключенных с проблемами психического здоровья.
Горожане осознают пользу от подобных технологий и, несмотря на осторожность, в основном готовы делиться своими данными.
В опросе, проведенном в 2019 году агрегатором данных Acxiom (ныне LiveRamp Holdings), более 80% респондентов заявили, что обеспокоены сбором личной информации, но при этом 58% готовы идти на компромиссы в каждом конкретном случае, оценивая значимость той или иной услуги.
Как города обмениваются данными
Эксперты BCG исследовали подходы к управлению данными в 30 «умных городах» и определили три основных категории обмена.
- В рамках города
Разрабатываются открытые платформы и каталоги, чтобы департаменты и учреждения имели лучшее представление о том, какие данные доступны. Примерно у 40% исследованных «умных городов» есть открытые платформы с интегрированными серверными базами данных, позволяющими доступ внешних приложений. Еще 15% указали построение внутреннего взаимодействия как приоритетное направление своих планов в области цифрового развития.
- С коммерческими компаниями
Это делается, чтобы стимулировать инновации. В Амстердаме и Сан-Франциско, например, проводятся программы Startup in Residence, в ходе которых молодые компании получают ресурсы и доступ к необходимой информации, благодаря чему разрабатывают решения для госсектора. В Барселоне в рамках проекта iCity более 70 зарекомендовавших себя компаний работают над созданием социальных приложений.
Есть и менее удачные примеры. В Торонто был заключен договор с Sidewalk Labs, дочерней компанией Google, для реализации пилотного проекта «умного города» в районе Куэйсайд. Согласно нему компания отвечала за сбор и анализ всех данных с датчиков. Это партнерство вызвало оживленные общественные дискуссии, которые в итоге стали одной из причин закрытия проекта в начале этого года.
Городам необходимо решить, стоит ли уступать права на использование данных третьим сторонам, и обдумать потенциальные проблемы, которые могут возникнуть при передаче больших объемов информации о гражданах коммерческим структурам.
- С общественностью
Изначально города стали разрабатывать общественные платформы обмена данными, чтобы повысить прозрачность. Сейчас частным лицам открывают доступ, чтобы они могли беспрепятственно создавать цифровые решения.
Кроме того, необходимо уведомлять общественность об управлении сведениями и защите конфиденциальности. Например, в Барселоне разработали проект DECODE, который предоставил жителям возможность самостоятельно контролировать обмен личными данными. С помощью него можно, например, разрешать доступ к данным о передвижениях службам общественного транспорта, а от страховых или рекламных компаний скрывать их.
Проблемы совместного использования
Ценность данных сегодня измеряется в миллиардах долларов, и те города, которые будут эффективно их использовать, смогут существенно повысить свою инвестиционную и социальную привлекательность. Но чтобы система работала без сбоев, нужно решить ряд проблем.
- Разобщенность отдельных баз
Во всех исследованных BCG открытых платформах сам город является центром сбора, обработки и хранения широкого спектра данных. При таком подходе встает вопрос соответствия уровня квалификации и масштаба. Нужно ли всем городским властям становиться экспертами в области технологий и данных по мере роста их объема? Одним из решений может стать выделение независимого оператора, который сможет предложить общие подходы к их структурированию.
- Обеспечение безопасности
В первую очередь, нужно внедрять алгоритмы для обеспечения различных уровней доступа и безопасности. Некоторые «умные города» уже разработали подобные схемы. Открытая платформа Амстердама может использоваться кем угодно, но доступ к некоторым пакетам данных ограничен с помощью функционала идентификации и авторизации. Программы для транспортной системы Нью-Йорка требуют бесплатной регистрации ключа, чтобы город мог отслеживать использование данных.
- Управление качеством и контроль
Этот вопрос касается всех областей совместного использования данных — внутри системы, с партнерами и общественностью. Он, вероятно, потребует разработки нормативно-правовой базы на государственном уровне, чтобы избежать запутанной системы отдельных муниципальных решений.
- Конфликты между выгодой и неприкосновенностью частной жизни
Чем более открыты и подробны используемые данные, тем больше беспокойства они вызывают. Модели совместного использования данных и управления ими исследуются различными организациями, такими как GovLab Нью-Йоркского университета или Институт открытых данных в Великобритании. В Сингапуре принципы совместного использования данных уже прописали. Вероятно, и другим «умным городам» потребуется разработать новые или скорректировать существующие правила и инструкции, определяющие, что, когда и с кем можно совместно использовать.
Как решаются эти проблемы
Несмотря на то, что города находятся на разных стадиях развития обмена данными, намечается общая тенденция к их объединению и совместному использованию как внутри системы городских властей, так и с участием внешних партнеров. Но вопросы безопасного использования собранной информации по-прежнему актуальны.
«Умные города» по всему миру сегодня много работают над защитой персональной информации — как в ИТ-сфере, так и на законодательном уровне. Так, компания Hitachi разрабатывает метод, который позволяет использовать данные в зашифрованном виде. Интерпретировать их могут только их владельцы, у которых есть пароль шифрования, и это позволяет анализировать сведения без нарушения конфиденциальности. Hitachi также предложила безопасную технологию обработки изображений с городских камер видеонаблюдения. Она позволяет собирать данные об уровне скопления людей на железнодорожных станциях, используя значки, указывающие направление движения людей, и не собирает их изображения.
Решать проблемы масштабного сбора и анализа данных городам, можно сказать, жизненно необходимо. Эффективное управление ими позволит расширить доступ к городским услугам, улучшить экономическую конкурентоспособность и взаимодействие с общественностью, повысить уровень безопасности и экологической устойчивости для жителей и туристов.
Хотя будущее не определено, уже сегодня можно смело сказать, что «умные города» — это не про мир Оруэлла, а про общество и пространство, ориентированное на человека, где каждый получает выгоду от обмена информацией, а синергетический эффект позволяет формировать ценность там, где раньше это было просто невозможно.
И в следующий раз, когда вы увидите, что где-то пропала пробка, а где-то возникло новое городское пространство или школа, знайте, что это произошло благодаря обмену информацией.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.