Бен Нельсон: «Важно студентам дать все на блюдечке, но без приборов»
Об эксперте: Бен Нельсон — основатель и руководитель интердисциплинарной программы Minerva, призванной переосмыслить высшее образование. На конференции о технологиях в образовании EdCrunch on Demand (8–10 декабря) Бен расскажет о своем опыте построения идеального университета, который научит студентов, в первую очередь, думать.
До создания Minerva Нельсон администрировал сеть интернет-порталов Community Ventures, развивал фотохостинг Snapfish, который затем был продан Hewlett Packard.
О переосмыслении задач университетов
Так или иначе сегодня каждый университет мира использует онлайн-технологии для организации своего образовательного процесса. Простой пример: я запустил Minerva в 2010 году, а Массачусетский технологический институт стартовал свои первые онлайн-курсы уже в 2001 году.
Но вот в чем суть: технологически поменялось в нашей жизни все, кроме образовательного процесса! Университеты по-прежнему не учат тебя истории или химии — они учат думать критически, креативно, а также эффективно работать в команде и общаться с людьми. Это все очень важно, правда, но на мой взгляд так они забывают о прикладных навыках.
Сегодня качество образования, а не бренд университета, выходит на первое место. Поэтому мы в Minerva ставим в центр нашей учебы знания, которые могут быть полезны в любой области, контексте или культуре. А технологии нам в этом помогают.
Как правильно учиться онлайн
Я совершенно не согласен с утверждением, что учеба нужна только ради полезных знакомств. Так любят говорить и про высшее образование, и про бизнес-школы, где можно получить MBA. Сегодня средняя цена за курс MBA где-то $250 тыс. Многовато для заведения новых друзей, не считаете?
А еще не согласен и с тем, что онлайн-образование плохо влияет на социализацию студентов.
Студенты Minerva живут в разных городах и используют город вокруг себя. Город — их кампус.
Первая встреча студентов Minerva должна была собрать всех студентов спустя 21 месяц онлайн-учебы. Мы все страшно волновались! Думали, что людям будет неловко, они будут смущаться. Как-только мы увидели, что они общаются так, как это делают лучшие друзья, мы выдохнули. Интеллектуальной связи жадных до знаний людей не может ничего помешать!
Конечно, если строить онлайн-обучение по принципу «смотри видео и пишем в тетрадку» — ничего не будет работать. Главное — построить учебную программу так, чтобы студенты были мотивированы на учебу и были готовы не просто записывать за преподавателем, а узнавать новое каждый день.
Зачем ходить на лекции
Многие университеты работают по принципу: кто к нам поступил, того мы и должны выпустить с ученой степенью. В некоторых странах ситуация иная, но подход работает практически повсеместно и ведет к тому, что студенты бессмысленно ходят на лекции, а иногда и не посещают их вообще.
Minerva работает так: поступить могут все. Студентов отбирают не только за высокий уровень интеллекта, но и за их таланты, лидерские качества.
На все лекции в Minerva нужно ходить, потому что они строятся на диалоге с преподавателем. Пропустить — значит в следующий раз не дать ответы на вопросы профессора и, что скрывать, чувствовать себя глупо.
Если студент ходит на лекции, то он вовлечен и может выстраивать социальные связи. Большой плюс, что у нас учатся студенты со всего мира. Большая часть из них — не из США, они приезжают к нам из более чем 60 стран. Такой разный национальный состав дает доступ к богатому опыту других культур и практик.
Об уровне сложности в учебе
Сложность образовательного процесса — это вопрос баланса. Сегодня мы видим, как имя университетов ставится под удар, когда на рынок труда выходит специалист, который в кампусе только и делал, что веселился. Но ведь в итоге он получил ученую степень!
Уже после года обучения в Minerva наши студенты могут преуспеть в работе, в которой большинству выпускников Лиги плюща было бы трудно добиться успеха.
При этом делать образование трудным — тоже не выход. Никому не нужен университет, в котором будет сложно, некомфортно учиться. Важно студентам дать все на блюдечке, но, образно говоря, без столовых приборов.
О будущем рынка труда
Пожалуй, фантасты слишком много написали книг о том, какое будущее нас ждет. Страх перед всем новым у нас есть всегда, но бояться профессий будущего точно не стоит.
Дело в том, что все так называемые профессии будущего — это переосмысление того, что у нас уже есть сегодня. Базовые навыки всегда остаются базовыми навыками. А изменение функционала некоторых работ в соответствии с современными технологиями это не то же самое, что сделала в свое время промышленная революция, не так ли?
Я бы больше думал о том, что нынешние выпускники вузов зачастую оказываются не готовы к реальной работе. Они сегодня в похожей ситуации, как в свое время жители Римской империи. Им приходилось адаптироваться к условиям такого мира, в котором каждый мог быть продавцом сегодня, а сенатором завтра. У молодых людей сегодня безграничные возможности, которые будут реализованы только с помощью фундаментального образования с практическими навыками.
Поэтому за будущее мы не волнуемся, давайте лучше сконцентрируемся на настоящем.
О трех уроках Minerva, полезных каждому университету
Путь к изменению рынка образования небыстрый. Но за те годы, что работает наш университет, мы уже можем поделиться полезным опытом и тремя ключевыми принципами. Уверен, они будут полезны каждой образовательной организации.
- Вспомните о сути образования: люди учатся, чтобы потом применять полученные знания и навыки на практике. Студенты должны концентрироваться на пользе от запоминаемого, а не на самом процессе заучивания.
- Найдите эффективный способ учить. Каждому студенту нужно чувствовать, что он учится чему-то новому. Поменяйте пассивный подход в обучении на активный.
- Собирайте обратную связь. После лекции, после экзамена, в ходе учебы и в ходе домашней работы. Сбор фидбека от студентов должен быть постоянным, а решения на его основе приниматься быстро.
О синергии бизнеса и образования
Практически каждый университет был построен в сотрудничестве с каким-либо бизнесом. Начиная от закладки первого камня идет партнерство со строительной компанией. А если вы делаете университет онлайн, то пойдете к ИТ-компании за технологической платформой.
Пожалуй, современный образовательный рынок — это микс из бизнеса и учебных организаций. Они помогают друг другу делать масштабные проекты, от которых выиграют основные потребители образовательных услуг — студенты. Традиционные вузы стали слишком сфокусированы на своем престиже, количестве научных статей, рейтингах. Minerva дает студентам только обучение. И в этом, я считаю, настоящее образовательное будущее.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.