Перейти на «зеленую» сторону: зачем нефтегазовому сектору эко-инновации
«Жесткие» экологические цели
Летом 2020 года участники Нефтегазовой климатической инициативы (Oil and Gas Climate Initiative, OGCI) объявили о планах снизить углеродный след от своей продукции. В эту организацию входят 12 отраслевых компаний, включая гигантов Saudi Aramco, BP, Chevron, Total и Exxon Mobil.
Их цель на ближайшие пять лет — ежегодно уменьшать углеродный след отрасли на 36-52 млн т эквивалента CO2. По подсчетам OGCI, это сопоставимо с выбросами от четырех до шести миллионов частных домов. Такое снижение позволит поддержать цели Парижского соглашения по изменению климата, подчеркивают в организации.
«Сегодня сформировался большой пул крупных компаний, которые не только осознают свою роль в сохранении климата и защите окружающей среды, но и готовы к соответствующим изменениям. На разных уровнях — от Парижского соглашения и федеральных проектов по экологии до собственных внутрикорпоративных стратегий — ставятся цели по ограничению различных видов воздействия на окружающую среду», — говорит вице-президент фонда «Сколково» и директор кластера энергоэффективных технологий Олег Дубнов.
По его словам, эти цели «бывают достаточно жесткими», а чтобы их достичь, часто нужны новые технологические решения. Для поиска и поддержки таких разработок фонд запустил экологический акселератор — GreenTech Startup Booster. Индустриальными партнерами стали Enel, Total, «Газпром нефть» и «Татнефть». А инфраструктурным партнером — Тюменский нефтегазовый форум (TNF), который пройдет 22-24 сентября на площадке Тюменского технопарка.
TNF — крупнейшее профильное мероприятие страны: ежегодно здесь собираются больше трех тысяч экспертов нефтегазовой отрасли и машиностроения, высокопоставленных чиновников и топ-менеджеров отраслевых компаний. В этом году форум проведут одновременно в онлайн- и офлайн-форматах, всего ожидается более 40 тыс. участников. Помимо пленарных сессий и панельных дискуссий, в программу включены Технологические дни и Выставка инновационных технологий и разработок.
В рамках форума пройдет одна из питч-сессий экологического акселератора. Разработчики презентуют свои проекты перед экспертным советом, в который входят представители нефтегазовых и сервисных компаний. Победителей питч-сессии автоматически включат в топ-50 одобренных проектов, позволив миновать несколько стадий отбора.
Организаторы форума подтверждают, что среди компаний-участников в последнее время очень высок интерес к экологическим инновациям. «Сегодня это одна из ключевых тем в повестке дня нефтегазовой индустрии», — указывают в оргкомитете.
Молодые технологические компании ощущают этот запрос и стараются предлагать разработки, отвечающие новым экологическим ориентирам рынка, отмечают в Тюменском технопарке.
«С каждым годом мы видим у наших резидентов все больше интересных решений и технологий, которые помогают оптимизировать промышленные процессы и уменьшить экологический след предприятий. Как правило, такие решения очень востребованы, и их разработчики быстро находят своего потребителя при поддержке технопарка», — рассказывает директор тюменского ГАУ «Западно-Сибирский инновационный центр» Ольга Простнева.
К примеру, один из резидентов технопарка, тюменский стартап «ЭИС72», представит для GreenTech Startup Booster мобильную станцию для мониторинга воздуха населенных мест. В свою очередь, компания «ННТЦ» из Новосибирска создала модель для учета выбросов парниковых газов — симулятор технологических процессов в нефтегазодобывающем предприятии. А «НьюГрин Технолоджи» из Москвы предложила решение для переработки и утилизации нефтесодержащих отходов.
От переработки отходов к чистой энергии
Нефтегазовый сектор уже сейчас широко применяет экологические инновации, продолжает Олег Дубнов из «Сколково». В первую очередь речь идет о решениях для переработки и рекультивации отходов, а также для снижения различных выбросов в окружающую среду.
Кроме того, нефтегазовые компании начинают проявлять интерес к возобновляемым источникам энергии и водородным технологиям. «Нынешний год мы запомним как момент, когда долгожданный переход к низкоуглеродному будущему однозначно трансформировался из темы для дискуссий в практические сдвиги», — отмечает Ник Батлер, эксперт Financial Times по ТЭК и профессор Королевского колледжа Лондона.
Он уверен, что эпидемия COVID-19 — далеко не главный фактор в этом переходе: определяющим было решение крупнейших нефтегазовых компаний о том, что они должны находиться «на «зеленой» стороне будущего».
В частности, BP недавно объявила, что хочет в десять раз увеличить инвестиции в «зеленую» энергетику.
«Грядущее десятилетие имеет решающее значение для мира в борьбе с изменением климата. И чтобы простимулировать необходимые подвижки в глобальных энергетических системах, потребуются действия от всех», — заявил исполнительный директор BP Бернард Луни.
В свою очередь, Royal Dutch Shell планировала тратить по два млрд долларов ежегодно на свое подразделение «Новые источники энергии», открытое в 2016 году. Пока компания отстает от цели: общие расходы оцениваются в сумму от $2 млрд до $3 млрд. Но этого оказалось достаточно, чтобы компанию называли одним из лидеров в сегменте чистой энергетики.
Запрос на цифровые решения
Одновременно с интересом к переработке отходов, снижению выбросов и использованию возобновляемых источников, в нефтегазовом секторе есть запрос на цифровые решения, позволяющие сохранять экологию.
«В данный момент в этом направлении довольно много разработок, — говорит Дубнов. — Начиная от компьютерного зрения, помогающего определить источники утечек выбросов, например, метана или сажи в атмосферу, и заканчивая системами мониторинга, позволяющими повысить энергоэффективность производственных цепочек на нефтегазовых предприятиях и благодаря этому снизить влияние на экологию».
В «Сколково» уверены, что цифровизация действительно поможет отрасли сократить количество отходов, снизить выбросы загрязняющих веществ и упростить мониторинг окружающей среды.
Кроме того, «умные» цифровые решения потенциально способны повысить эффективность отдельных производственных объектов и предприятий. Например, по данным McKinsey, нефтяные платформы в среднем используют только 77% своего производственного потенциала.
Это означает, что у компаний есть масса возможностей для оптимизации. В частности, за счет систем интеллектуальной аналитики они могут выявить и снизить потери, сократить количество аварий. В конечном счете это также позволяет уменьшить воздействие на экологию.
Очень прибыльные планы
Потенциально «зеленые» инновации могут генерировать триллионы долларов — как для отдельных компаний, так и для целых отраслей и стран.
В Центре нефтегазовых технологий (Oil and Gas Technology Centre, OGTC) проанализировали возможную отдачу от новых технологий, обеспечивающих интеграцию возобновляемых источников и нефтегазовой индустрии. Они способны принести британской экономике более £2,5 трлн до 2050 года и около 200 тыс. рабочих мест, подсчитали эксперты.
Более того, рынок сам по себе готов поощрять внедрение экологичных решений в нефтегазовой индустрии. Акции уже упомянутой BP, несмотря на убытки во втором квартале, выросли в цене почти на 8% после того, как компания объявила о намерении стать ведущим поставщиком чистой энергии.
Эксперты из Redburn назвали план трансформации компании важным и «в значительной степени неожиданным». По мнению аналитика Стюарта Джойнера, теперь движение в сторону чистой энергии приобретет массовый характер. «Я думаю, что это станет переломным моментом не только для BP, но и для всей отрасли», — заключает он.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.