Что на самом деле происходит с лесами Байкала
Экологи опасаются уничтожения байкальских лесов ради ускорения инфраструктурных проектов. Разбираемся, сколько леса действительно могут вырубить и что теперь будет с экосистемой региона
Прибрежные территории Байкала так же уникальны с точки зрения экологии, как и само озеро. В водоеме и окружающих его лесах обитают больше 2,5 тыс. видов и подвидов животных. Из них половина — эндемики, то есть встречаются только здесь.
Самая хрупкая часть экосистемы находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Ее площадь — около девяти млн гектаров.
Здесь запрещены вредные промышленные производства и добыча ресурсов. Строительство тоже не допускается, если оно не связано с работой уже существующих жилых или социальных объектов, национальных парков и особых экономических зон. Туристические комплексы можно размещать только в специально отведенных местах.
Но эти территории важны не только для экологии, но и для экономики: вблизи Байкала проходят маршруты БАМа и Транссиба. Пропускную способность железнодорожных магистралей, построенных в прошлом веке, нужно увеличить в полтора раза в ближайшие пять лет. Их модернизация — часть плана по развитию транспортного коридора «Запад-Восток». Он позволит нарастить объем перевозок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, который стал для России одним из главных экспортных направлений.
Вдобавок проект должен снять часть транспортных проблем внутри регионов. Местные жители, к примеру, жалуются, что пассажирские поезда часами простаивают на старых однопутных линиях, пропуская товарные составы.
По данным Восточной-Сибирской железной дороги (ВСЖД, филиал ОАО «РЖД»), модернизации требуют больше сотни участков БАМа и Транссиба в районе Байкала. Все работы должны быть завершены к 2025 году.
Чтобы реализовать проект и уложиться в срок, властям пришлось пойти на послабления. В июле 2020 года в России приняли закон, который выводит работы по расширению БАМа и Транссиба из-под целого ряда экологических требований.
Основные опасения общественников связаны со сплошными вырубками леса. Новый закон временно разрешает их, в том числе на особо охраняемых природных территориях. Такая форма рубок чаще всего используется при заготовке древесины. Деревья вырубают в один прием на участке площадью от нескольких до десятков гектаров, оставляя только кусты и молодую поросль.
Экологи подчеркивают, что лес и вода тесно связаны между собой. Сплошные вырубки на значительной площади могут вызвать эрозию почвы, и тогда в водоем потекут частицы грунта.
Но такой сценарий маловероятен. По словам представителей РЖД, ни о каких сплошных рубках речи не идет. Проект по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба включает только модернизацию действующих магистралей, но не строительство новых. То есть освобождать большие площади под железнодорожные линии не придется.
«Байкало-Амурская магистраль первоначально, в 1970-е годы, проектировалась и закладывалась в двухпутном исполнении. Сейчас она однопутная, но лесная просека, отсыпка земполотна, подходы к мостам тогда делались на два пути, — объяснял глава Бурятии Алексей Цыденов. — И сейчас то, что назвали «сплошная рубка», будет ввестись на том земполотне, которое уже расчищалось под второй путь. То есть вырубка леса фактически была сделана 30-40 лет назад».
Для некоторых объектов все-таки придется расчистить полосу шириной 10-15 м вдоль действующих магистралей, уточняют железнодорожники. Но большинство таких участков находится вдали от береговой линии Байкала.
Расчистка требуется в основном под линии электропередач и инженерную инфраструктуру. Кроме того, некоторые объекты нужны «для экологизации» Транссиба и БАМа, говорил и.о. зампреда правительства Иркутской области Теймур Магомедов. Это, например, очистные сооружения, которые исключают попадание сточных вод в Байкал и прибрежные зоны.
Сейчас в рамках модернизации магистралей реализуется 34 проекта. По подсчетам ВСЖД, для каждого из них понадобится вырубить от 0,1 до 10 га. В общей сложности вырубки затронут до 50 га, то есть около 0,000005% от общей площади Центральной экологической зоны Байкала.
Помимо разрешения на вырубку, закон предусматривает еще несколько важных послаблений.В том числе — временную отмену экологической экспертизы для объектов капитального строительства и реконструкции, которые нужны для модернизации магистралей. Это должно ускорить процесс: государственная экологическая экспертиза занимает до 180 дней по каждому объекту.
Такая модель уже использовалась в Сочи при подготовке к Олимпийским играм, в том числе при строительстве магистрали Адлер — Красная поляна. В обычном порядке компании не успели бы согласовать проекты и запустить их к Олимпиаде.
Однако в Сочи на охраняемых природных территориях строилась полноценная новая инфраструктура, напоминают в РЖД. А вблизи Байкала проводится только модернизация, поэтому вмешательство в природную среду будет «несравнимо меньше».
В то же время экологи боятся, что на Байкале дело не ограничится железными дорогами. До 2024 года закон разрешает переводить участки лесного фонда в земли других категорий. После этого на них можно вырубать деревья и начинать стройку. По мнению общественников, нормой могут воспользоваться для коммерческих целей. Например, расчистить участки под туркомплекс или гостиницу.
Власти заверяют, что такого риска нет, и все новации касаются только железной дороги. Закрытый перечень объектов, ради которых можно рубить лес, должно определить правительство. В этот список запрещено включать стройки, не связанные с БАМом и Транссибом.
В РЖД, в свою очередь, обещают запустить онлайн-трансляцию с каждого участка, где ведутся работы. По словам Теймура Магомедова из правительства Иркутской области, будет создан единый ресурс, на котором соберут всю информацию по стройкам РЖД вблизи Байкала.
За ходом работ планируют следить в Иркутском отделении Всероссийского общества охраны природы. Кроме того, Общественная палата Бурятии и Минприроды республики договорились с РЖД о совместном контроле за реализацией проектов. Допускать к работе обещают всех желающих общественников. «Они будут проверять на стадии проектирования и на стадии реализации проектов, что именно и где строят. Каждый сможет прийти и проконтролировать до, во время и после процесса», — отмечал глава Бурятии.
Следом за законом с экологическими послаблениями появилось несколько документов, которые должны компенсировать возможный урон и помочь сохранить природу Байкала. Так, Минприроды России заключило соглашение с РЖД о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды. Оно предполагает десятки мероприятий — по восстановлению лесов, пересадке редких видов растений, сохранению плодородного слоя почвы. Планируется рекультивировать нарушенные земли, установить шумозащитные полосы, обеспечить мониторинг популяций редких видов и компенсировать ущерб водным биоресурсам.
Похожий документ — пока в формате меморандума — подписан с Иркутской областью. В нем предусмотрена не только компенсация ущерба экосистеме, но также очистка воды и воздуха, говорил глава РЖД Олег Белозеров.
На каждое срубленное дерево компания обязалась посадить пять деревьев на землях лесного фонда. Так, в сентябре 2020-го планируется восстановить примерно 20 га леса. Всего с 2013 года, когда начался проект по модернизации БАМа и Транссиба, высажено около 1 тыс. га.
Параллельно железнодорожники обещают сопровождать экологические программы, связанные с охраной Байкала. Например, по восстановлению популяций краснокнижных животных — таких как сокол балобан. Это глобально редкий вид, внесенный в международную Красную книгу. Ожидается, что несколько особей завезут для размножения в Байкальскую природную зону.
В дополнение к этим инициативам в Иркутской области создают специальный некоммерческий фонд по сохранению Байкала. Все собранные деньги власти региона обещают направить на очистку береговой линии и дна озера, а также ликвидацию свалок.