Дискриминационный алгоритм занижал оценки выпускников школ в Британии
В чем суть
В старшей школе в Великобритании учащиеся сдают экзамены в рамках A-level — программы итоговой аттестации по нескольким выбранным ранее предметам. Эти результаты сильно влияют на то, в какое учебное заведение в итоге поступит абитуриент: по ним приемные комиссии оценивают знания будущего студента и выносят решение о зачислении.
В этом году из-за распространения пандемии коронавируса и последовавшего карантина формальные экзамены были отменены, но вопрос оценивания студентов перед поступлениям остался.
Что было сделано
Одной из главных проблем при этом оставался вопрос справедливости. Учителя уже предсказывали результаты экзаменов своих учеников, но исследования показали, что они могут быть предвзятыми по возрасту, полу и этнической принадлежности.
После серии экспертных консультаций управление по проверке квалификаций и экзаменов Ofqual решило использовать для оценки специально созданный алгоритм.
В целом у него было два источника информации: рейтинг каждого учащегося и средние показатели успеваемости его школы. Но в этом и заключалась одна из ошибок создателей алгоритма: в итоге, по подсчетам The Guardian, почти 40% студентов получили результаты ниже, чем прогнозировали их учителя, что могло стоить им места в заветном университете. Поскольку алгоритм придавал большое значение показателям успеваемости школы за последние годы, он создавал большие проблемы умным ученикам, которым не повезло учиться в заведениях с плохой статистикой. Анализ действий алгоритма также показал, что он необоснованно завышал оценки учащимся из частных школ по сравнению с обычными, финансируемыми государством.
Против несправедливых результатов взбунтовались сами школьники: 16 августа протестующие собрались около здания министерства образования страны, скандируя лозунги «К черту алгоритм!» и «Учителя знают лучше!». На следующий день Ofqual отменило свое решение: теперь учащиеся получат либо прогнозируемые оценки своего учителя, либо алгоритма — в зависимости от того, что выше.
Как пишет MIT Technology Review, корень проблемы лежит глубже, чем неверные данные или плохой алгоритм. Фундаментальные ошибки были допущены еще до того, как Ofqual вообще решило использовать его.
Регулятор упустил из виду конечную цель: помочь студентам поступить в университет в непростые времена. В этой беспрецедентной ситуации нужно было полностью переосмыслить саму экзаменационную систему.
«Если бы они просто сделали шаг в сторону от своей непосредственной задачи и посмотрели цель оценивания — поступить в университет, иметь возможность получить работу, — они могли бы поработать с университетами и работодателями и сказать: «Эй, в этом году оценки будут другими, а это значит, что любые важные решения, которые традиционно принимались на их основе, надо пересмотреть и сделать гибкими», — заявил Хе Чжон Хан, исследователь Human Rights Watch в США, специализирующийся на правах детей и технологиях.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.