Яблони на Марсе: как развить собственный и мировой интеллект
Об экспертах:
- Пион Медведева — философский антрополог, тренер по усилению интеллекта, тренер прикладной рациональности.
- Евгений Гайбарян — редактор канала «Зарешай», аналитик данных.
Что такое интеллект
Интеллект определяет, насколько следующая задача, которую вы едва-едва, но все же способны решить, отличается от предыдущей. В мировых масштабах все точно так же — насколько новая задача, встающая перед человечеством, сложнее предыдущей?
Человечество растет, но одновременно растут и проблемы, которые приходится превращать в задачи и затем решать. Некоторые связаны с последними достижениями научно-технического прогресса, другие — известны на протяжении тысячелетий. Кто-то борется с изменением климата, кто-то пытается победить нищету, а для кого-то противники — старость и смерть.
Хорошая новость в том, что проблем, которые в принципе невозможно решить, очень мало. Не верите — взгляните на основы ТРИЗ или достижения авиакосмической отрасли.
Есть и другая новость — существует класс проблем, которые сложно свести к техническим системам. Эти проблемы возникают из-за людей, которые не могут скоординироваться, регулярно принимают плохие решения, или просто сложного и запутанного общества. Чтобы решить такие проблемы, не отдельные люди, а человечество в целом должно стать намного умнее.
За последние десятилетия люди продвинулись в решении сложных задач, но колоссальный разрыв между ведущими учеными и обывателями в понимании того, как устроен мир, существует до сих пор. При этом с учеными тоже не все так просто: великолепный специалист в узкой области может иметь неразвитые взгляды в других сферах знания. Например, есть исследователи, пишущие о вреде вакцин; политики, практикующие магию; лингвисты, верящие, что пандемия SARS-CoV-2 — всемирный заговор. У этой проблемы есть как минимум две причины: недостаточно широкий кругозор и когнитивные искажения.
Недостаточно широкий кругозор. Начиная с XIX века, высшее образование становилось все более доступным. Согласно программному документу ЮНЕСКО, в период с 2000 по 2014 годы число студентов вузов по всему миру удвоилось — со 100 до 207 млн. Сумма человеческих знаний многократно возросла и продолжает расти, но очень немногие университеты научились загружать в среднестатистического студента совсем другие объемы информации. При этом согласно эффекту Флинна, интеллект студентов начал падать после 2000-х годов. Получается, что людей с высшим образованием больше, а научно-технического прогресса — меньше.
Когнитивные искажения. «Систематическая ошибка подтверждения» — когнитивное искажение, когда люди ищут то, что подтверждает их взгляды. Люди обычно игнорируют свидетельства, которые могли бы опровергнуть их точку зрения. О научном подтверждении задумываются единицы.
Более фундаментальное и даже классическое образование здесь уже не поможет, хотя преподавание логики частично закроет основные дыры. Необходим качественный переход от бытового к углубленному пониманию рациональности, к другому уровню интеллекта.
Почему нет единой концепции
Проблему-задачу повышения мирового интеллекта заметили уже давно, и сразу стали предлагать варианты ее решения. Например, развивать soft skills, hard skills, выбрать конкретный навык и обучить ему все человечество. Но дело не в скиллах и компетенциях. Задача — не только обучить человека навыкам, но и сделать так, чтобы эти навыки активизировались в нужные моменты. Помогали и прибавляли уверенности перед задачами, которые его никто не учил решать.
Неудачи неудивительны: развитие настолько фундаментальных функций мышления трудно оценивать.
Мы пользуемся подходом, который в черновом варианте выглядит так:
- Размечаем концептуальное пространство согласно этапам и компетенциям расширенного problem-solving цикла.
- Смотрим, какие из этих компетенций на каком этапе работают неудовлетворительно. Развиваем их по индивидуальной траектории.
- Измеряем новизну следующей решенной проблемы относительно предыдущих.
Как развивать собственный интеллект
Чтобы продвинуться ближе к настоящему, осознанному повышению мирового интеллекта, каждый из нас может заняться исследованием и развитием собственных интеллектуальных навыков. Вот, что можно сделать уже сейчас.
1. Заботиться о себе и своем состоянии, чтобы быть продуктивным. Невероятно, но этот пункт пропускают подавляющее большинство людей, особенно тех, кто работает в сложных областях.
Каждый раз, засиживаясь над интересной задачей до утра, помните, что вы не всегда сможете выжимать из своего тела и разума ресурсы, которым нужно восстановиться. Причем чем дальше, тем менее доступной будет эта опция: здоровье не резиновое, хронический стресс — штука вредная.
Что делать. Если сильно любите работать, подойдите к организации отдыха с такой же прагматичной точки зрения, как и другим задачам. Отдых — это не просто смена деятельности. Его можно разделить на три компонента:
- Антистресс.
- Расслабление
- Восстановление.
Чаще всего за отдых мы принимаем сериалы, соцсети, компьютерные игры. Они относится именно к антистрессу, но для качественного отдыха выделяйте достаточно времени на расслабление и восстановление. Если после тяжелого дня вы часами листаете соцсети, остановитесь на минутку и прислушайтесь к себе. Очень может быть, что на самом деле вам нужно принять ванну и поспать.
2. Подбирать задачу под состояние. Если верно оценивать свое состояние и решать подходящие задачи в данный момент, вы решите больше задачи и повысите качество жизни.
Что делать. Научитесь понимать, какого внутреннего состояния требует задача. Попробуйте присмотреться к себе: можете ли вы честно оценить свое состояние? Другими словами, если вы скажете себе, что устали и хотите заняться чем-то несложным, то поверите самому себе? Если вы представляете, на что способны в каждый конкретный момент времени, сможете выбрать подходящие задачи под свое состояние. Например, написание кода или проверка чисел в отчете требуют сосредоточенности, генерация идей на этапе мозгового штурма лучше получаются в более диффузном состоянии. Результат — заметно возросшая эффективность и колоссальная экономия времени, сил и нервов.
Чтобы этому научиться, практикуйте логирование — отслеживайте свои состояния, фиксируйте задачи, делайте предположения о том, какого состояния требует конкретная задача. Оценивайте результаты и записывайте все это хотя бы два-три месяца.
Отследить состояние поможет «Квадрант эмоций»:
3. Завести экзокортекс. У многих он уже есть. Экзокортекс — это все способы хранения информации вне собственной головы: записные книжки, ежедневники, планнеры, файловая структура на компьютере. Хорошо организованный экзокортекс добавляет бонусные баллы к вашей эффективности, но только если он действительно хорошо организован.
Что делать. Чтобы хорошо организовать экзокортекс, ведите заметки в любой удобной среде. Например, себя хорошо зарекомендовали Evernote, Notion и метод немецкого социолога Никласа Лумана «Цеттелькастен». Сохраняйте не только дела и задачи, но и случайные мысли. Со временем вы начнете находить связи с прошлыми случайными мыслями. Это даст новую почву для размышлений, творчества и развития. Записывайте буквально все подряд.
Главная задача экзокортекса — максимально разгрузить оперативную память мозга. Хороший маркер — ощущение «пустой головы». Если все записано и ничего не беспокоит, то вы все сделали правильно.
4. Анализировать, в каком пункте problem-solving цикла происходит неудача, и исследовать этот пункт. Это бывает неприятно. Мы все не любим неудачи, но лучше выяснить, что мы систематически ошибаемся, чем каждый раз сводить все к «у меня опять ничего не получилось».
Каждый из навыков цикла можно улучшить и натренировать, а общая уверенность в своих силах и ценности восстанавливается гораздо дольше.
Что делать. Посмотрите на последние неудачи и мысленно пройдите по этапам цикла. Его основные шаги такие:
- Заметить проблему.
- Оформить проблему.
- Найти решения.
- Выбрать решение.
- Применить решение.
- Учесть ошибки.
Определите, на каком этапе все пошло не так, и проговорите, что именно там пошло не так. Простой пример: вы замечаете, что регулярно опаздываете. Тут может быть ошибка на этапе планирования — слишком мало времени закладываете на дорогу, и на этапе исполнения — слишком медленно идете. При этом результат один — провал на разном этапе.
Есть и другие способы тренировать свой интеллект, но основа остается прежней — каждый раз ставить перед собой и решать задачу более сложную, чем предыдущая. Тогда в один прекрасный день кто-то обнаружит, что его следующая задача — терраформирование пригодных для жизни планет. Яблони на Марсе сами себя не посадят.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.