Саморазвитие, 27 авг 2020, 12:00

Яблони на Марсе: как развить собственный и мировой интеллект

Читать в полной версии
Фото: Serg Antonov / Unsplash
Мировой интеллект — общая ответственность. Человечество справится с глобальными проблемами, если каждый человек займется развитием собственного интеллекта. Рассказываем, как развить интеллект и посадить яблони на Марсе

Об экспертах:

  • Пион Медведева — философский антрополог, тренер по усилению интеллекта, тренер прикладной рациональности.
  • Евгений Гайбарян — редактор канала «Зарешай», аналитик данных.

Что такое интеллект

Интеллект определяет, насколько следующая задача, которую вы едва-едва, но все же способны решить, отличается от предыдущей. В мировых масштабах все точно так же — насколько новая задача, встающая перед человечеством, сложнее предыдущей?

Человечество растет, но одновременно растут и проблемы, которые приходится превращать в задачи и затем решать. Некоторые связаны с последними достижениями научно-технического прогресса, другие — известны на протяжении тысячелетий. Кто-то борется с изменением климата, кто-то пытается победить нищету, а для кого-то противники — старость и смерть.

Хорошая новость в том, что проблем, которые в принципе невозможно решить, очень мало. Не верите — взгляните на основы ТРИЗ или достижения авиакосмической отрасли.

Есть и другая новость — существует класс проблем, которые сложно свести к техническим системам. Эти проблемы возникают из-за людей, которые не могут скоординироваться, регулярно принимают плохие решения, или просто сложного и запутанного общества. Чтобы решить такие проблемы, не отдельные люди, а человечество в целом должно стать намного умнее.

За последние десятилетия люди продвинулись в решении сложных задач, но колоссальный разрыв между ведущими учеными и обывателями в понимании того, как устроен мир, существует до сих пор. При этом с учеными тоже не все так просто: великолепный специалист в узкой области может иметь неразвитые взгляды в других сферах знания. Например, есть исследователи, пишущие о вреде вакцин; политики, практикующие магию; лингвисты, верящие, что пандемия SARS-CoV-2 — всемирный заговор. У этой проблемы есть как минимум две причины: недостаточно широкий кругозор и когнитивные искажения.

Недостаточно широкий кругозор. Начиная с XIX века, высшее образование становилось все более доступным. Согласно программному документу ЮНЕСКО, в период с 2000 по 2014 годы число студентов вузов по всему миру удвоилось — со 100 до 207 млн. Сумма человеческих знаний многократно возросла и продолжает расти, но очень немногие университеты научились загружать в среднестатистического студента совсем другие объемы информации. При этом согласно эффекту Флинна, интеллект студентов начал падать после 2000-х годов. Получается, что людей с высшим образованием больше, а научно-технического прогресса — меньше.

Когнитивные искажения. «Систематическая ошибка подтверждения» — когнитивное искажение, когда люди ищут то, что подтверждает их взгляды. Люди обычно игнорируют свидетельства, которые могли бы опровергнуть их точку зрения. О научном подтверждении задумываются единицы.

Более фундаментальное и даже классическое образование здесь уже не поможет, хотя преподавание логики частично закроет основные дыры. Необходим качественный переход от бытового к углубленному пониманию рациональности, к другому уровню интеллекта.

Почему нет единой концепции

Проблему-задачу повышения мирового интеллекта заметили уже давно, и сразу стали предлагать варианты ее решения. Например, развивать soft skills, hard skills, выбрать конкретный навык и обучить ему все человечество. Но дело не в скиллах и компетенциях. Задача — не только обучить человека навыкам, но и сделать так, чтобы эти навыки активизировались в нужные моменты. Помогали и прибавляли уверенности перед задачами, которые его никто не учил решать.

Пион Медведева: манифест усиления интеллекта

Неудачи неудивительны: развитие настолько фундаментальных функций мышления трудно оценивать.

Мы пользуемся подходом, который в черновом варианте выглядит так:

  1. Размечаем концептуальное пространство согласно этапам и компетенциям расширенного problem-solving цикла.
  2. Смотрим, какие из этих компетенций на каком этапе работают неудовлетворительно. Развиваем их по индивидуальной траектории.
  3. Измеряем новизну следующей решенной проблемы относительно предыдущих.

Как развивать собственный интеллект

Чтобы продвинуться ближе к настоящему, осознанному повышению мирового интеллекта, каждый из нас может заняться исследованием и развитием собственных интеллектуальных навыков. Вот, что можно сделать уже сейчас.

1. Заботиться о себе и своем состоянии, чтобы быть продуктивным. Невероятно, но этот пункт пропускают подавляющее большинство людей, особенно тех, кто работает в сложных областях.

Каждый раз, засиживаясь над интересной задачей до утра, помните, что вы не всегда сможете выжимать из своего тела и разума ресурсы, которым нужно восстановиться. Причем чем дальше, тем менее доступной будет эта опция: здоровье не резиновое, хронический стресс — штука вредная.

Что делать. Если сильно любите работать, подойдите к организации отдыха с такой же прагматичной точки зрения, как и другим задачам. Отдых — это не просто смена деятельности. Его можно разделить на три компонента:

  1. Антистресс.
  2. Расслабление
  3. Восстановление.

Чаще всего за отдых мы принимаем сериалы, соцсети, компьютерные игры. Они относится именно к антистрессу, но для качественного отдыха выделяйте достаточно времени на расслабление и восстановление. Если после тяжелого дня вы часами листаете соцсети, остановитесь на минутку и прислушайтесь к себе. Очень может быть, что на самом деле вам нужно принять ванну и поспать.

2. Подбирать задачу под состояние. Если верно оценивать свое состояние и решать подходящие задачи в данный момент, вы решите больше задачи и повысите качество жизни.

Что делать. Научитесь понимать, какого внутреннего состояния требует задача. Попробуйте присмотреться к себе: можете ли вы честно оценить свое состояние? Другими словами, если вы скажете себе, что устали и хотите заняться чем-то несложным, то поверите самому себе? Если вы представляете, на что способны в каждый конкретный момент времени, сможете выбрать подходящие задачи под свое состояние. Например, написание кода или проверка чисел в отчете требуют сосредоточенности, генерация идей на этапе мозгового штурма лучше получаются в более диффузном состоянии. Результат — заметно возросшая эффективность и колоссальная экономия времени, сил и нервов.

Чтобы этому научиться, практикуйте логирование — отслеживайте свои состояния, фиксируйте задачи, делайте предположения о том, какого состояния требует конкретная задача. Оценивайте результаты и записывайте все это хотя бы два-три месяца.

Отследить состояние поможет «Квадрант эмоций»:

3. Завести экзокортекс. У многих он уже есть. Экзокортекс — это все способы хранения информации вне собственной головы: записные книжки, ежедневники, планнеры, файловая структура на компьютере. Хорошо организованный экзокортекс добавляет бонусные баллы к вашей эффективности, но только если он действительно хорошо организован.

Что делать. Чтобы хорошо организовать экзокортекс, ведите заметки в любой удобной среде. Например, себя хорошо зарекомендовали Evernote, Notion и метод немецкого социолога Никласа Лумана «Цеттелькастен». Сохраняйте не только дела и задачи, но и случайные мысли. Со временем вы начнете находить связи с прошлыми случайными мыслями. Это даст новую почву для размышлений, творчества и развития. Записывайте буквально все подряд.

Главная задача экзокортекса — максимально разгрузить оперативную память мозга. Хороший маркер — ощущение «пустой головы». Если все записано и ничего не беспокоит, то вы все сделали правильно.

4. Анализировать, в каком пункте problem-solving цикла происходит неудача, и исследовать этот пункт. Это бывает неприятно. Мы все не любим неудачи, но лучше выяснить, что мы систематически ошибаемся, чем каждый раз сводить все к «у меня опять ничего не получилось».

Каждый из навыков цикла можно улучшить и натренировать, а общая уверенность в своих силах и ценности восстанавливается гораздо дольше.

Что делать. Посмотрите на последние неудачи и мысленно пройдите по этапам цикла. Его основные шаги такие:

  1. Заметить проблему.
  2. Оформить проблему.
  3. Найти решения.
  4. Выбрать решение.
  5. Применить решение.
  6. Учесть ошибки.

Определите, на каком этапе все пошло не так, и проговорите, что именно там пошло не так. Простой пример: вы замечаете, что регулярно опаздываете. Тут может быть ошибка на этапе планирования — слишком мало времени закладываете на дорогу, и на этапе исполнения — слишком медленно идете. При этом результат один — провал на разном этапе.

Есть и другие способы тренировать свой интеллект, но основа остается прежней — каждый раз ставить перед собой и решать задачу более сложную, чем предыдущая. Тогда в один прекрасный день кто-то обнаружит, что его следующая задача — терраформирование пригодных для жизни планет. Яблони на Марсе сами себя не посадят.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Саморазвитие Soft skills Наука
Главное