Инновационный бизнес, 21 авг 2020, 18:35

Как электросамокаты собирают наши данные и контролируют то, как мы ездим

Читать в полной версии
Фото: Pascal Le Segretain / Getty Images
Как работает «умный» транспорт и какое будущее ждет электросамокаты и электротрайки? Ответ на эти вопросы ищет Николай Дубинин, ведущий YouTube-канала «Индустрия 4.0»

Электросамокаты появилась всего 3 года назад. В сентябре 2017-го компания Bird первой запустила в Лос-Анджелесе сервис прокатных электросамокатов. За 14 месяцев они «захватили» 120 городов и собрали $2 млрд инвестиций. Ровно через у год у компании было 10 млн поездок.

Средний срок службы электросамокатов — всего 28 дней. На короткий срок служения влияет много факторов: например, скутеры оставляют где попало, а также много случаев вандализма.

В США в городе Пичтри Корнерс, штат Джорджия, в 2020 году запустили проект с беспилотными самокатами. Суть стартапа в том, что пользователю не нужно искать в приложении, где находится ближайшая парковочная станция с самокатами, и идти до нее. Надо просто выбрать ближайший самокат, забронировать его, и он сам приедет.

Правда, делает это самокат не самостоятельно: на нем не стоит лидар или компьютерное зрение. Контролируют скутеры удаленные операторы.

Еще раньше, в августе 2019 года, компания Segway-Ninebot Group показывала в Пекине трехколесный скутер. Создатели утверждали, что как только самокат понимает, что заряд у него низкий, он сам возвращается на станцию. Подстраховывать удаленно его будут люди. Планировалось, что продавать его начнут еще в первом квартале 2020-го. Но пока этого не произошло.

Под корпусом электросамоката встроено множество самых разных систем. Основатель сервиса проката электросамокатов Whoosh Дмитрий Чуйко рассказывает, что в их технике есть внутренняя система, которая обладает предиктивной аналитикой — то есть предсказывает поломки. В одной из последних версий электросамоката установлен сонар — прибор, который позволяет понимать, едет ли пользователь по пустой дороге или же в толпе людей. В зависимости от этого операторы могут контролировать скоростной режим и даже удаленно выключать двигатель. Так, например, происходит в московском парке «Зарядье», но скоро Whoosh планирует внедрить в систему и другие зоны. Дмитрий признается, что они пытаются сделать нейронку, которая постоянно обучается. То есть система знает скорость, с которой обычно ездит конкретный человек, паттерн поведения того или иного пользователя, а также погоду. В зависимости от этого скутер будет немного подстраиваться под человека.

Кроме электросамокатов, на улицах сегодня можно увидеть электротрайки (электровелосипеды) со встроенными электродвигателями. В Москве даже есть «Конструкторское бюро имени Теслы» — там чинят электротрайки и тестируют их. Такое транспортное средство активно используют курьеры — с помощью него можно развести не 20 заказов за день, а 35-40.

Вот несколько трендов будущего электросамокатов:

  • Беспилотность: транспортные средства начнут передвигаться самостоятельно, но будут удаленно контролироваться операторами;
  • Электросамокаты смогут «понимать», когда у них заканчивается заряд. В этом случае они будут самостоятельно возвращаться на станцию;
  • Лидары и радары станут не нужны: средства передвижения смогут «видеть» с помощью камер;
  • Электросамокаты смогут на ходу подстраиваться под пользователя, если он загрузит свой профайл в систему.

Что еще почитать по теме:

В будущее на электросамокате: догонит ли Россия мировой тренд?

Гид по выбору электросамоката

Почему весь мир пересаживается на велосипеды и самокаты

Все, что вам нужно знать про электроскутеры и микромобильность (ENG)

Почему электросамокаты захватили Америку (ENG)

Преимущества и недостатки сервиса проката электросамокатов (ENG)

Инновационный бизнес
Главное