Как облачные технологии помогают сохранить бизнес
Облачные технологии помогли сгладить шоковый эффект и быстро отреагировать на рост спроса в таких сегментах, как доставка еды, товаров FMCG и электроники.
Другим сферам бизнеса повезло меньше. По данным Центра стратегических разработок (ЦСР), под угрозой банкротства находилась каждая третья российская фирма. И это не только компании первой линии вроде туроператоров и ресторанов, но и представители энергетической отрасли, а также медицины и автомобильной индустрии. Последних нельзя было назвать активными пользователями облака, но кризис 2020 года все изменил.
Крупный и средний
В первой половине года спрос на автомобили драматически упал во всем мире: в Европе на 50%, а в США — на 30%. Отчасти так получилось потому, что люди были не готовы рисковать здоровьем при заключении сделок, а потом дилерские центры и вовсе закрыли на карантин. Чтобы исправить ситуацию, продажи перенесли в онлайн. Развернуть соответствующие ресурсы дилерам и автопроизводителям помогли облачные платформы. В апреле онлайн-магазины для автомобилей открыли Fiat Chrysler, а также один из крупнейших ретейлеров в США — Sonic Automotive. К слову, в Tesla к тому моменту практиковали такой подход более года.
В перспективе в онлайн уйдет и большая часть смежных с продажами услуг, включая аренду авто по подписке — рост спроса на них ожидают уже в ближайшее время.
Кризис повлиял и на производственные процессы. В новых условиях компании были вынуждены сократить количество инженеров на заводах, но при этом оперативно внедрить инструменты автоматизации, чтобы не останавливать конвейер. В Volkswagen подключили свои фабрики к облаку с системами искусственного интеллекта и аналитикой. Они обрабатывают данные с датчиков оборудования, установленного на сборочной линии. На основе этой информации облачные системы предсказывают поломки и предупреждают о них обслуживающий персонал. Представители немецкой корпорации говорят, что новые облачные сервисы помогут сэкономить 200 млн евро за ближайшие пять лет.
«В облаке» ищут спасение от проблем и другие крупные и средние бизнесы — например, энергетические компании. Из-за коронакризиса большинство сотрудников таких организаций временно перешли на удаленку. Организовать дистанционные рабочие места снова помогли облачные платформы. Энергетический гигант Centrica использовал облако для организации быстрого и безопасного удаленного доступа сотрудников к корпоративным ресурсам. Компания планирует придерживаться такого подхода и после кризиса — учитывая, что дистанционная работа будет актуальна еще продолжительное время.
В число сервисов, которые оказались наиболее востребованы в 2020 году вошли, в частности, медицинские проекты, которые задействуют алгоритмы машинного обучения для поиска аномалий на снимках легких и разрабатывают различные решения для мониторинга заболевших. Проектируют, тестируют и запускают подобные сервисы в облаке — это позволяет быстро масштабировать их на широкую аудиторию с помощью облачных платформ, таких как, например, входящая в экосистему Сбербанка, российская компания SberCloud.
Стартапы
Коронакризис не обошел стороной и предпринимателей, только запустивших новые технологические проекты. Некоторым повезло с ростом спроса на узкоспециализированные сервисы — например, технологии аутентификации сотрудников при удаленной работе. Но большая часть стартапов боролась со спадом интереса со стороны заказчиков и инвесторов, на которых обрушился шквал проблем. Исследование Startup Genome, проведенное в пятидесяти странах в первой половине этого года, показало, что 73% инвестиционных сделок, договоренности по которым были достигнуты до коронакризиса, замедлись или вообще были отменены, и стартапы были вынуждены сократить штат.
На практике лучше защищены от таких потрясений оказались те, кто изначально бережливо подходил к расходованию средств инвесторов. Например, строил проекты на базе облачных платформ вместо закупки собственного серверного оборудования и найма ИТ-специалистов для его обслуживания. Такой подход позволил стартап-командам быстро адаптироваться и к новым условиям — направить основные средства на проверку гипотез и разработку решений, чтобы предложить клиентам и инвесторам сервисы, актуальные здесь и сейчас. Как отмечают в SberCloud, кризис особенно четко показал одно из ключевых преимуществ облака, а именно, его высокую экономическую эффективность.
Экономия + эффективность = облако
Мало кто мог представить себе столь длительный «экономический карантин» таких масштабов, но по его промежуточным итогам становится ясно, что гарантией выживания обладают компании, предусмотрительно сделавшие ставку не только на скорость развития продуктов и услуг, но и на более эффективное использование ресурсов. Облачные решения одновременно предоставили бизнесу и то, и другое, повысив его устойчивость к потрясениям. Причем, воспользоваться облаком могут и общественные организации любого масштаба — от энергетических фирм и автопроизводителей до стартапов и небольших локальных проектов.