Андрей Себрант — об удаленной работе как части новой жизни
Об эксперте: Андрей Себрант — директор по стратегическому маркетингу компании «Яндекс». Одно из главных направлений его работы — продвижение образовательных продуктов. Кандидат физико-математических наук, профессор практики Высшей школы экономики. Автор телеграм-канала TechSparks.
Условия жизни и работы миллиардов людей резко поменялись. В первые недели пандемии появились противоречивые прогнозы отдаленных последствий этих перемен. Кто-то утверждал, что жизнь даже не будет похожа на прежнюю. Другие утверждали, что все забудется, как забылась пандемия "испанки" век назад. В ней погибло куда больше людей, чем сейчас от коронавируса, но никаких фундаментальных сдвигов в поведении, работе и образе жизни людей та пандемия не оставила.
Но мир нынче принципиально другой. Им в значительной мере действительно управляет информация. В истории, особенно в мирное время, никогда не случалось, чтобы все новости в мире начинались с цифр умерших и заболевших, изо дня в день, на протяжении месяцев.
Воздействие такого информационного фона на человечество предстоит изучать психологам и социологам. Я предлагаю обратить внимание на другое следствие развитых информационных технологий в момент вспышки заболевания — удаленную работу.
Сотни миллионов людей по всему миру выяснили на собственном опыте, что такое удаленная работа. Это коснулось не только классических офисных работников. Учителя и преподаватели вузов работали удаленно, так даже защищали докторскую диссертацию. Врачам пришлось консультировать пациентов в дистанционном формате. Часть научных экспериментов и работы инженерных служб тоже оказались возможны без людей в лаборатории или в центре управления технологическими процессами.
Как компании и проекты адаптировались к удаленке
Центр подготовки миссии марсохода Perseverance перенесли в домашние условия, чтобы не сорвать планы запуска. Окно старта марсианской миссии длится недолго, а задержка на время карантина могла сорвать запуск в этом году. Аналогично организовали управление текущей миссией Curiosity. Управление аппаратом, который сейчас находится на Марсе, перевели в дома инженеров и ученых. В «Яндексе» за несколько дней перевели центр управления всей инженерной инфраструктурой в режим надомной работы.
Все крупнейшие интернет-компании мира распустили сотрудников работать по домам: Google, Facebook, Twitter. Их поведение особенно интересно, потому что именно техногиганты традиционно противились массовому внедрению удаленки, хотя имели для этого полностью готовую инфраструктуру. Считалось, что творческая работа и создание инновационного продукта требуют живого взаимодействия людей, физического ощущения команды единомышленников. Но по прошествии нескольких месяцев позиции руководства компаний резко и единообразно изменились: все разрешили сотрудникам остаться на удаленке до конца лета или до конца года. Наиболее радикально выступил Twitter. В компании решили, что желающие могут вообще никогда не возвращаться в офис.
Понятно, почему отношение компаний так радикально поменялось. Это все data-driven — подход к управлению, основанный на изменении продуктов и бизнес-процессов в результате анализа поступающих новых данных. Массовый эксперимент с удаленкой такие данные предоставил в изобилии: работавшие из дома команды продемонстрировали эффективность и способность решать те самые задачи, которые предположительно требовали очного контакта. Новые данные привели к новым принципам организации работы. Сам факт многомесячной эффективной работы многотысячных команд из дома показал, что вполне адекватный инструментарий для удаленки уже существует.
При этом готовность работодателей расширить свободный график до свободы постоянно работать из дома далеко не универсальна. В итоге наиболее типичные массовые решения будут находиться где-то посередине между жестким требованием присутствовать в определенные часы на рабочем месте и полной свободой, которую уже демонстрируют компании «цифровой экономики».
Чего ждать и к чему готовиться
Как показал глобальный эксперимент, переход к удаленной работе сопровождался не только и не столько технологическими проблемами, сколько организационными, психологическими и социальными. Компания Harris Poll хорошо описала произошедшие изменения на основе статистики использования инструментов Microsoft и опросов тысяч удаленных работников. Коротко вывод исследователей можно сформулировать словами «работа изменится, но офисы останутся».
Изменения будут очень масштабны. Большинство опрошенных работодателей и сотрудников утверждают, что удаленка эффективна, и они готовы продолжать работу в таком режиме дальше. При этом противников удаленки чаще больше, чем сторонников, но изменения режима работы, пусть даже четверти или трети офисного персонала по всему миру, означают очень быстрое, по-настоящему революционное и фундаментальное изменение рынка труда и его характера.
Окончательных ответов на вопрос «К чему готовиться?» еще нет, но общие принципы перемен понятны. Любимый стартапами disruption (прорывные инновации) произошел не в результате возникновения новой технологии или продукта, а вследствие осознания людьми и бизнесом полученного за последние месяцы нового трансформирующего опыта.
1. Для офисных работников способность и готовность работать удаленно станет важным квалификационным требованием. Вспомните, как когда-то обязательной строчкой в резюме было «опытный пользователь ПК и Microsoft Office» — сейчас таким требованием станет уверенное владение инструментами удаленной работы и умение продуктивно закрывать задачи в таком режиме.
2. Организациям, где переход на удаленку сопровождался хаосом и потерей эффективности, предстоит пересмотреть структуру управления и бизнес-процессов. Например, документооборот, процедуры согласования и принятия решений, оплату труда и обучение новых сотрудников. Стоит подготовиться к тому, что правительство еще не раз введет ограничительные меры по самым разным поводам. Бизнес не должен от этого страдать.
Хорошим тестом на готовность к удаленке будет книга Александра Мезина «По домам. Как превратить удаленную работу в преимущество». Мезин написал ее как раз в процессе быстрой адаптации бизнеса к изоляции.
3. Структура занятости населения России показывает, что из более 70 млн работающего населения для почти половины (около 30 млн) удаленная работа технически возможна и ее можно рассматривать как опцию в ближайшем будущем.
Изменения условий работы даже части людей неизбежно повлияют на смежные области экономики: транспорт, миграцию, строительство и эксплуатацию офисной недвижимости. Эти изменения растянутся на годы, поэтому о конкретике говорить пока рано. Но бизнесам в таких областях уже сейчас стоит тщательно анализировать и, возможно, актуализировать свои долгосрочные стратегии.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.