Экологические регуляторы, 22 июл 2020, 12:00

«Зеленое» будущее страны: экологический рейтинг регионов России

Читать в полной версии
Фото: из личного архива
Большинство показателей экологического загрязнения в регионах России после многих лет снижения вышли на плато. Что должен сделать бизнес и региональные администрации, чтобы преодолеть застой?

Об эксперте: Владимир Горчаков, эксперт независимого рейтингового агентства Rating-Agentur Expert RA GmbH (RAEX-Europe). Ключевая специализация агентства — анализ зеленых и ответственных финансовых продуктов.

ESG-рейтинги оценивают уровень экологических, социальных и управленческих рисков и то, насколько эффективно регионы и компании справляются с этими рисками. В российских регионах ESG-рейтинги нужны прежде всего для работы с иностранными инвесторами, которые очень внимательно следят за экологической и социальной ответственностью своих контрагентов.

ESG:

E — Environmental

S — Social

G — Governance

В российской версии: ОСОКУ

ОС — Окружающая среда

О — Общество

КУ — Корпоративное управление

В последние годы в России ESG начинает играть большую роль в бизнес-среде — присваиваются ESG-рейтинги, внедряются процедуры и проекты и даже выдаются кредиты, ставка по которым привязана к показателям экологической устойчивости.

Тренд на экологическую ответственность

Европейские компании ужесточили требования к иностранным контрагентам — вести проекты они будут только с экологически ответственными партнерами. Из-за этого многие российские компании стали активнее заниматься вопросами экологии. Последние события только усилили этот тренд. Недавняя авария на объекте «Норникеля» уже сказалась на его инвестиционной привлекательности: компания отказалась от выплаты дивидендов за 2020 год, а прямые финансовые расходы на ликвидацию аварии будут оценивать несколько месяцев. И, судя по всему, нужно ожидать и долгосрочные финансово-инвестиционные последствия для компании — а возможно и для всей российской отрасли цветной металлургии.

Второй год подряд рейтинговое агентство RAEX-Europe составляет ESG-рейтинг российских регионов, который помимо социальной и управленческой составляющих оценивает динамику экологических рисков и меры по их устранению. Риски оцениваются с помощью показателей загрязнения на душу населения каждого региона, а эффективность устранения эко-рисков — через показатели защиты окружающей среды. В теории, чем выше первый показатель, тем выше должен быть и второй. Наличие дисбалансов говорит о том, что рискам не уделяется должного внимания.

Тренд № 1: негативное влияние российской промышленности на атмосферу снижается

Выбросы промпредприятий за последний отчетный 2018 год (17,1 млн т) составили менее 90% от уровня 2010 года (19,1 млн т), который мы используем в качестве базового. Загрязнение на душу населения снизилось с 13,4 тыс. т на 100 тыс. человек населения до 11,7 тыс. т. Частично это вызвано стагнацией российской экономики — предприятия выпускали меньше продукции, поэтому снизились выбросы. Но основная причина все же во внедрении более экологичных процессов и технологий в российской промышленности.

Максимальные объемы валовых выбросов — это металлургические (Вологодская, Свердловская, Челябинская, Кемеровская, Липецкая области, Красноярский край) и нефтегазовые регионы (ХМАО, ЯНАО, Республики Коми, Татарстан и Башкортостан). В общей сложности на эти 11 регионов приходится более 50% фиксируемых статистикой выбросов в Российской Федерации, а «антилидер» по показателю — Красноярский край — создает более 13% всех выбросов предприятий в атмосферу.

При этом если в 2010 году доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в среднем по России составляла 75,7% от всех выбросов предприятий, то к 2018 году она опустилась до 73,3%. Если смотреть на более «жесткий» индикатор — «Утилизация загрязняющих веществ к общему объему уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ» — то к 2018 году он фактически вернулся к значениям 1992 года и составил 51%. Это означает, что российские предприятия в целом меньше стали выбрасывать загрязнителей в атмосферу, но при этом не спешат наращивать долю утилизированных вредных веществ.

Тренд № 2: неравномерная ситуация с промышленностью в регионах

В Красноярском крае улавливается 73% вредных веществ, что практически идентично среднероссийскому значению, а в нефтегазовых округах — ХМАО, ЯНАО и НАО — этот показатель стремится к нулю. Эти цифры говорят о проблеме утилизации попутного нефтяного газа, которая фактически никак не решается в последние годы. Наоборот, из числа крупных регионов-загрязнителей выделяются Липецкая и Вологодская области, где обезвреживают 82% и 85% вредных выбросов в атмосферу соответственно, и в обоих случаях эти показатели растут. На это влияют две сталелитейные компании России — Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) и «Северсталь». Кстати, обе компании показывают неплохие результаты в исследовании ESG-практик и отчетности российских компаний.

Тренд № 3: транспорт станет главным источником загрязнения и на общероссийском уровне в ближайшие пять лет

Для Москвы и Санкт-Петербурга основной загрязнитель — это автотранспорт. За последние семь лет доля предприятий в суммарном загрязнении воздуха в России упала с 61% в 2012 году до 53% в 2018.

На Москву и Московскую область приходится более 11% общероссийского загрязнения воздуха транспортом. При этом в столице при ее уровне автомобилизации показатели выбросов на душу населения намного ниже среднероссийских значений — 7,4 тыс. т на 100 тыс. человек против 10,3 тыс. т в среднем по России. Это связано с большей долей новых автомобилей с другими экологическими стандартами топлива. Напротив, в регионах с высокой долей грузовых машин и специальной строительной техники душевые выбросы почти всегда выше.

В последние годы показатели защиты от загрязнения транспортом почти не меняются. Во-первых, показатель выбросов загрязняющих веществ в расчете на одну машину перестал снижаться. Если в 2000-е годы он активно падал за счет замены произведенных еще в советское время машин иномарками и чуть позже — иностранными автомобилями российской сборки, то с 2012 года индикатор находится практически на неизменном уровне около 0,27 т на одну машину (включая автобусы и грузовики).

Тренд № 4: мы пока не перешли на альтернативное топливо

В свое время правительство России посчитало, что для снижения загрязнения воздуха выхлопными газами надо переходить на использование природного газа в качестве моторного топлива. Были даже разработаны соответствующие программы с выделением бюджета. Но судя по цифрам программы развития газомоторного топлива в России не было. Доля легковых, грузовых автомобилей и автобусов, имеющих возможность использования природного газа в качестве моторного топлива, по России в целом выросла с 2,6% в 2014 году до 2,8% в 2018, а более чем в половине субъектов этот показатель — менее 1%.

Тренд № 5: мы стали меньше загрязнять водные ресурсы

Чуть лучше обстоят дела с загрязнением водных ресурсов. В течение последних лет плавно снижаются и общие, и душевые показатели сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты — в 2018 году в России общий сброс составил 13,1 млрд кубометров (примерно 80% от уровня 2010 года), что эквивалентно 8,9 млн кубометров на 100 тыс. человек. Во-вторых, объем оборотной и последовательно используемой воды в 2018 году превысил предыдущие пики 2012 года и составил 144,1 млрд кубометров.

Тренд № 6: скорее всего, «мусорная» проблема в России не будет приоритетной

Наконец, наш рейтинг позволил проанализировать актуальную «мусорную» проблему. Речь идет только о тех данных, которые публикует Росстат. Весь «теневой» рынок вывоза твердых бытовых отходов остается за пределами исследования.

Становится меньше регионов, где согласно официальной статистике на переработку практически не вывозятся твердые коммунальные отходы: если в 2010 году количество субъектов, где на переработку вообще не вывозились официально учтенные твердые коммунальные отходы (ТКО) составляло 56, то по итогам 2019 таких осталось только 21. В то же время, несмотря на то, что средний по России процент вывезенных на переработку ТКО растет в последние пять лет, это всего лишь возврат к прежним максимумам.

Масштабный кризис неплатежей и критическое состояние многих участников отрасли переработки ТКО было ощутимо еще до начала нового кризиса, поэтому высока вероятность что переход к экономически выгодной и цивилизованной отрасли обращения с отходами в России затянется на несколько лет, прежде всего из-за дефицита финансовых ресурсов у населения и участников рынка.

К сожалению, нехватка финансов вероятнее всего ожидает и региональные программы защиты окружающей среды. За последние три года за счет реализации Национального проекта «Экология» расходы бюджетов регионов на защиту окружающей среды росли и в 2019 году достигли своего пика в почти 70 млрд руб. Хотя они все равно составляют ничтожные 0,5% от общих бюджетных расходов. На фоне кризиса можно ожидать сокращения неприоритетных расходов бюджетов в регионах — и скорее всего все экологические программы войдут в их число.


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Экологические регуляторы Загрязнение Циклическая экономика «Зеленые» рабочие места Экологичный транспорт
Главное