EdTech, 21 июл 2020, 14:00

Тренды образования: кто вошел в топ-10 крупнейших EdTech-компаний России

Читать в полной версии
Фото: Wes Hicks / Unsplash
Компания «Актион-МЦФЭР» составила новый рейтинг лидеров российского рынка онлайн-образования. Рассказываем, как изменился EdTech-рынок, почему набирают популярность сегмент детского образования и мобильного обучения

Новый рейтинг EdTech-компаний

В рейтинг вошли частные российские компании, которые специализируются на онлайн-образовании, игроки формата смешанного обучения с собственными онлайн-платформами и разработчики платформ. На РБК Pro опубликован полный рейтинг компаний, основанный на выручке. За первый квартал 2020 года компании из списка заработали 2,8 млрд руб., а относительно первого квартал 2019 года их позиции в рейтинге изменились:

  1. Skyeng, изменение выручки: 29%. Российская онлайн-школа английского языка, основанная в 2012 году. Компания обучает языку с помощью курсов на сайте, рассылок, мобильного приложения.

  2. Skillbox, изменение выручки: 289%. Онлайн-университет digital-профессий с преподавателями-практиками. Основные направления обучения: дизайн, маркетинг, программирование и управление.

  3. «Учи.ру», изменение выручки: 50%. Образовательная онлайн-платформа, на которой школьники со всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.

  4. «Нетология-групп», изменение выручки: 53%. Компания, специализирующаяся на образовании полного цикла. В нее входят несколько проектов, среди которых: «Нетология» — центр обучения digital-профессиям и «Фоксфорд» — онлайн-школа для учеников с 5-го по 11-й класс.

  5. GeekBrains, изменение выручки: 50%. Образовательный портал по обучению digital-профессиям с гарантированными стажировками и ориентацией на трудоустройство выпускников.

  6. MAXIMUM Education, изменение выручки: 34%. Образовательные программы и технологии в сфере дополнительного образования школьников.

  7. GetCourse, изменение выручки: 72%. Цифровая платформа для продажи и проведения обучения онлайн-школ, преподавателей, тренеров и тьюторов. Продюсирование онлайн-школ по рисованию, фитнесу, обучению бьюти-профессиям.

  8. iSpring, изменение выручки: 35%. Платформа-конструктор для создания онлайн-курсов и организации образовательных систем. iSpring разрабатывает программное обеспечение для корпоративного обучения.

  9. Like Центр, изменение выручки: −42%. Группа компаний, состоящая из собственно EdTech-компании Like Центр и инвестиционного фонда Like.

  10. «Актион-МЦФЭР», изменение выручки: 58%. Российская медиакомпания, которая выпускает электронные и печатные профессиональные издания, справочные системы, онлайн-сервисы и курсы.

Компании, которые занимаются сегментами школьного образования и digital-профессий поднялись выше в рейтинге. Эксперты считают, что спрос на новые профессии продолжит расти, поэтому компании ждет кратный рост в третьем и четвертом кварталах 2020 года.

Прошлогодний рейтинг EdTech-компаний России смотрите по ссылке ниже.

Иван Себедаш, директор по продукту образовательной онлайн-платформы «Учи.ру»:

Раньше онлайн-образование было вопросом свободного выбора высокомотивированной аудитории. Учитывая влияние пандемии и популяризацию дистанционных форматов, во многих случаях оно превратится в обязательную практику. Уже в следующем учебном году онлайн станет частью классической системы образования, включая школу и вузы. Формат сильно потеснит очные форматы в корпоративном обучении. При правильной организации процесса и устранении недочетов, которые обнаружили себя во время карантина, этот тренд принесет пользу всему обществу. Образование станет более доступным, современным и гибким.

Один из заметных трендов в России и мире — развитие проектов для детской аудитории. На отечественном рынке эта ниша не была лидирующей, но сейчас все говорит о том, что именно платформы для школьников станут драйвером роста онлайн-образования. В этом году на них пришлось большинство инвестиционных сделок в EdTech. Например, в мае «Умназия» привлекла $1 млн от частных инвесторов, а Leta Capital инвестировал такую же сумму в российский проект MyBuddy.ai в апреле, и вместе с BonAngels вложил еще $1,5 млн в онлайн-школу английского языка Novakid. Эти сделки — часть глобального тренда на стартапы в сфере детского обучения. На июль 2020 года четыре самых крупных «EdTech-единорога» в мировом рейтинге HolonIQ — проекты в сфере детского образования. Бум в этом сегменте приведет к ужесточению конкуренции и повышению требований к качеству продукта. Для аудитории это большой плюс.

Скорее всего, в онлайн-образовании усилится тренд на персонализацию обучения, а более глубокое внедрение технологий позволит сделать качественный рывок. В том числе за счет возможностей искусственного интеллекта. Образование станет интерактивнее благодаря широкому применению VR и AR-технологий, чья доля в EdTech вырастет до $6,3 млрд к 2022 году. В конечном итоге онлайн перестанут противопоставлять очному формату или рассматривать, как вынужденную альтернативу. Разница будет настолько очевидной, что речь пойдет о различных вариантах интеграции или симбиоза.

Вебинар Екатерины Пешеходько на «Учи.ру» о контроле, оценках и обратной связи в дистанционном обучении

Как показало наше совместное исследование с Vinci Agency, увеличилось количество поисковых запросов в сфере мобильного обучения (m-learning). В его основе — использование мобильных приложений и персональных гаджетов. Эта ниша в образовании только начинает зарождаться. Мы прогнозируем ее быстрое развитие в ближайшие годы, особенно в детском сегменте, учитывая важное место гаджетов и интернета в жизни поколений «альфа» и Z.

Вадим Шаповалов, CEO сервиса для поиска работы и сотрудников «Работа.ру»:

Новые способы обучения уже сместили акценты в сторону самообразования и онлайн-образования. Наше общество становится более гибким, работодатели ценят актуальность знаний и конкретные навыки — и этот тренд стремительно набирает скорость.

Онлайн-обучение пока подходит для относительно небольшой части профессий, например digital-сферы: UX-/UI-дизайна, ИТ, digital-маркетинга. Но этот набор постоянно расширяется благодаря новому образовательному контенту.

В этом году на желание людей найти новые виды деятельности сильно повлиял локдаун и возросшая актуальность удаленного обучения и работы. Сейчас набирают популярность форматы, когда человек прошел онлайн-обучение, нашел сферу, где требуются конкретно эти навыки, и начал применять полученные знания на новой работе. Наше июньское исследование показало, что 46% респондентов хотели бы снова начать учиться, чтобы освоить новую профессию. Постоянное совершенствование глубины знаний, получение новых навыков и изучение новых смежных областей будут одними из ключевых преимуществ человека будущего.

Игорь Коропов, основатель и директор по продукту Skillbox:

В последние годы развитию онлайн-образования всячески препятствовали. Массовый эксперимент с вынужденным дистанционным обучением в изоляции показал, что школы и вузы оказались не готовы к новому формату. Skillbox давно ищет пути сотрудничества с вузами, и сами университеты хотят с нами работать, но законодательные ограничения и проблемы с согласованием программ мешают скоординировать усилия.

Вебинар Skillbox о том, какие изменения ждут профессиональный мир в будущем

EdTech-платформы становятся драйвером изменений на рынке образования. Традиционной модели образования необходимо меняться. Я выделю минимум четыре недостатка существующей системы.

Первый недостаток — полная оторванность классического образования от потребностей рынка труда. Вузы не подстраиваются под нужды работодателей и выпускают специалистов, которым потом приходится переучиваться. Мы пытаемся решить эту проблему. Например, подключаем к дипломным проектам топовые российские компании: Сбербанк, Mail.Ru, «Билайн». Создавая проекты для корпораций, выпускники пополняют портфолио и получают приглашения от работодателей.

Вторая проблема, которая возникает еще в школе, — отсутствие профориентации. Никто не помогает школьнику разобраться в себе, поэтому многие поступают в вузы по инерции, а потом переучиваются. Большая часть аудитории Skillbox — взрослые старше 25 лет, которых не устраивает их профессия.

Третий недостаток — формат обучающего контента. Классическое образование сегодня похоже на поход к стоматологу: больно, неприятно, приходится терпеть, потому что нет альтернативы. В онлайн-образовании развлекательные форматы (edutainment) необходимы, иначе студент просто свернет окно и пойдет смотреть Netflix. Онлайн-университету нужно увлекать учащегося, поэтому мы тратим огромные ресурсы на качественные съемки и разработку сценариев.

Четвертая проблема классической модели — устаревший контент. К моменту, когда студент оканчивает вуз, проходит пять лет. За это время технологии меняются, а знания теряют актуальность.

При этом сегодня в образовании можно выделить два главных тренда: персонализацию и адаптивность. В будущем нас ждут нелинейные образовательные онлайн-программы, адаптированные под индивидуальные задачи каждого учащегося. Мир стремительно меняется, поэтому в приоритете также будут гибкость и скорость.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

EdTech Онлайн-образование Цифровая трансформация Виртуальная реальность Школьное образование Самообразование HR и рынок труда Переобучение Рейтинги
Главное