Эффект уберизации: как шеринг услуг поможет спасти экономику
Общество оказалось в уникальной ситуации, требующей мобилизации всех ресурсов. Медики бьются за человеческие жизни, ученые — изобретают вакцину, финансисты и экономисты пытаются удержать экономику и не допустить глобальной рецессии. ИТ-отрасль не остается в стороне: сегодня все цифровые продукты так или иначе ориентируются на то, чтобы помочь обществу решить повседневные вопросы выживания. Речь не только о доставке товаров первой необходимости, но и о такой насущной проблеме, как сохранение заработка.
Пандемия рано или поздно пройдет, но после нее всем придется заново строить экономику. Сейчас работодатели скованы неопределенностью, непонятно, что будет не только в ближайшие месяцы, но и через несколько лет. А люди, оставшиеся без заработка, озабочены вопросом, как им прокормить себя и семью. Для того, чтобы обеспечить компании нужными в моменте кадрами, а людей — источником заработка, нужно быстро перераспределить трудовые ресурсы.
Рынок труда
Новая экономическая реальность в период коронавируса — уникальная возможность взглянуть на рынок труда по-новому. Грядет безработица во всех отраслях без исключения. Только за две недели июня численность официально зарегистрированных безработных в России увеличилась на 16% и составляет 2 млн 424 тыс. человек. А реальная цифра безработных в стране превышает уже 4,5 млн. Неизбежно сокращается число малых и средних бизнесов. Тем компаниям, которые переживут кризис, придется придумывать, как выйти из него с наименьшими потерями и оптимизировать внутренние процессы с учетом новой реальности.
HR-специалисты видят серьезные перспективы удаленной работы. По оценкам экспертов, к концу 2021 года от 25 до 30% сотрудников будут работать из дома несколько дней в неделю. И если такой запрос от сотрудников был всегда (многих привлекала удаленка), то сегодня после локдауна спрос на удаленную работу со стороны компаний становится трендом. Некоторые технологические компании уже сейчас предполагают, что откажутся от постоянных офисов — это решение может создать новую бизнес-модель, которая будет даже более гибкой, чем модель коворкингов. Но что делать компаниям, которым такое не подходит, тем, кто будет вынужден максимально сокращать траты, в том числе на штате сотрудников, чтобы сохранить бизнес? В скором времени будут распространяться альтернативные формы найма. Подход к работе с персоналом может измениться — ключевым может стать не удержание людей в штате, а создание под каждую потребность компании задачи, которая будет закрываться благодаря привлекаемым на проект специалистам.
Трансформация трудовых отношений
Не все можно перевести в удаленный формат. Процессы, в которых необходимо физическое присутствие людей, в будущем могут до какой-то степени автоматизироваться. По оценкам PwC, доля рабочих мест, находящихся под угрозой автоматизации, к середине 2030-х годов составит около 30%. Однако сейчас многое можно не только перевести на удаленку (если процессы не касаются лицензирования и спецдопусков, как например, на атомных станциях), но и поручить внешним сотрудникам. Это не обязательно означает, что мы потеряем рабочие отношения, понятие коллектива и корпоративной культуры. Современный софт уже заменил нам традиционное офлайн-общение с коллегами — ежедневные созвоны в Zoom, доски совместной работы в Miro и даже онлайн-корпоративы.
Рынок меняется, и сегодня важно уметь быть гибким и быстро адаптироваться под новые условия. Повышая уровень команды, вкладывая в ее обучение, быструю адаптацию новичков, компания в том числе инвестирует в свое будущее в долгосрочном плане, в устойчивость при возникновении новых кризисов. Из-за невозможности личного обучения растет использование удаленных онлайн-решений. Пандемия ускорила развитие рынка EdTech, темпы роста которого и раньше были крайне высоки. Если в 2019 году объем российского рынка онлайн-обучения оценивали в 45−50 млрд руб., то по итогам 2020 года он должен достичь уже 55−60 млрд руб. А использование AR/VR-технологий в обучении может помочь не только повысить вовлеченность сотрудников в рабочие процессы, но и минимизировать число контактов — не придется отвлекать опытных сотрудников для обучения новичков.
С трансформацией трудовых отношений и переосмыслением корпоративных процессов происходит и смена поведения у людей. Лишившись работы и адаптируясь к реальности, они вынуждены искать новые источники для заработка. Так, по данным YouDo.com, за два месяца карантина число новых исполнителей на сервисе увеличилось на 42%. Например, число заказов в курьерских услугах выросло на 50% — ретейлеры оказались перегружены, сроки доставки увеличивались. Именно в качестве курьеров чаще всего предлагали свои услуги новые исполнители, поэтому возросший спрос к услугам доставки был удовлетворен.
Люди регистрируются на платформах услуг, чтобы переждать кризис и заработать, применив свои навыки. Переход в режим самозанятости может стать и долгосрочным решением для многих, кто трудился в еще совсем недавно стабильных отраслях. Эта форма имеет большие перспективы.
Больше гибкости, меньше налогов
Для России самозанятые — это уникальный инструмент. С помощью самозанятости можно эффективно перераспределять человеческие ресурсы между теми областями, где это нужно. По данным ФНС, к марту 2020 года в России было зарегистрировано более 500 тыс. самозанятых. Этот статус дает доступ к огромному числу заказов не только от частных лиц, но и со стороны бизнесов. К тому же, сегодня самозанятые приравниваются к МСП и могут участвовать в государственных закупках: средний чек таких подрядов выше, чем в сегменте c2c, соответственно, и заработок для исполнителя больше.
Для одних самозанятость становится вынужденным выбором, когда они теряют привычные источники заработка, а другие добровольно выбирают более свободные взаимоотношения. Самозанятые обладают большей гибкостью, чем наемные сотрудники. Очевидные плюсы этой формы занятости — не нужно каждый день ходить в офис, можно самостоятельно выстраивать график, выбирать проекты и заказчиков, с кем работать. Безусловно, при сотрудничестве между компанией и самозанятым заключается договор. Самозанятый становится некой единицей юридического типа, которая защищается в рамках этого договора. Но за каждым элементом свободы стоят определенные обязательства. Следует понимать, что самозанятый не имеет традиционных трудовых отношений с работодателем, поэтому о некоторых моментах ему стоит позаботиться самостоятельно — например, о своей пенсии. Это вопрос осознанности и личного выбора.
В России может возникнуть отдельная экосистема самозанятых граждан. За полтора года работы налоговый режим показал свою эффективность, поэтому государство делает многое для его дальнейшего развития. Например, часть самозанятых получила две меры поддержки из-за ситуации с коронавирусом — возврат налога за 2019 год и налоговый бонус в размере одного МРОТ.
Анаболический укол локдауна
Благодаря локдауну многие адаптировались к удаленной работе. Для компаний уже не так важно, где находятся их сотрудники. Первый человек, которого мы наняли за время карантина, живет в другом городе. Спрос у компаний в посткоронавирусную эпоху будет в сторону фриланса и адаптивных сотрудников. Это повлечет за собой рост проектной работы и развитие такого формата работы, как шеринг услуг. Такой инструмент могут предоставить платформы временной занятости. Формат работы с ними схож с использованием облачных технологий. Только в этом случае в облако входит колоссальное количество людей, ищущих подработку: студентов, разнорабочих, фрилансеров, независимых консультантов, вахтовиков, квалифицированных профессионалов, людей без опыта. Работодатели, черпая из такого облака столько ресурсов, сколько им требуется в моменте, смогут закрывать свои потребности, используя самозанятость.
Благодаря этому, специалистов можно перебрасывать с объекта на объект максимально эффективно, не нанимая их в штат, а используя их квалификацию для закрытия определенных задач. Бизнес может сотрудничать с разработчиками по отдельным проектам, обращаться к копирайтерам для разовых задач, использовать самозанятых рабочих на строительных объектах. Это оказывается более гибкой и дешевой альтернативой трудовым отношениям — агрегаторы возьмут на себя функцию проведения платежа, оплату налогов и отчетные документы. Еще совсем недавно такой подход показался бы нереальным, но сейчас любую квалификацию можно оцифровать, а значит — находить с той же быстротой, как ответы в поисковых системах. Например, социальный рейтинг специалиста, сформированный на платформах, содержит информацию о человеке, отзывы о его работе, галочку верификации. В этом плане локдаун стал анаболическим уколом для ускорения процессов цифровой трансформации. То, к чему бы общество шло, проходя через многие этапы, стало нашей реальностью уже сейчас.
Как перераспределить ресурсы, применив убер-модель
Экономические последствия от коронакризиса еще предстоят долгому разбору и оценке экспертов, но уже ясно, что попытки остановить распространение вируса нанесли серьезный ущерб социальным и экономическим сферам. Сегодня необходимо действовать одновременно в обоих направлениях — подавлять вирус и смягчать негативное воздействие на жизнь общества. Один из вариантов, который учитывает оба фактора — тактический и стратегический — это построение гибкой системы перераспределения рабочей силы. Роль в построении такой системы может сыграть и государство: оно может провести переоценку рынков, которые в настоящее время сами занимаются перераспределением ресурсов, и поддержать уберизацию труда. Синхронизация выгодна обеим сторонам: одновременно проходя цифровую трансформацию, государство и бизнес смогут «насыщать» друг друга знаниями создания, внедрения и управления клиентским опытом. Это поможет выйти из ситуации с минимумом потерь для всех — государства, безработных, бизнеса.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.