Zoom и цифровой учитель: десять трендов школьного обучения после пандемии
Анализ трендов в школьном образовании в условиях пандемии был проведен образовательной онлайн-платформой «Учи.ру» и Vinci Agency.
Исследователи изучили аналитику и публикации ведущих образовательных организаций и экспертных форумов (UNESCO, OECD, The Open University, ММСО, Национальный центр финансовых исследований и др.), на основе которых составили первичный список трендов, после чего проанализировали в Google Trends связанные с ними поисковые запросы. Для каждой из тенденций был рассчитан сводный индекс силы, который показал интерес целевой аудитории к каждой из них по шкале от 0 до 100.
В результате были выделены десять подходов к школьному обучению, которые успели стать популярными за три месяца (с марта по май 2020 года). Все они показали активный рост именно в период самоизоляции. Для удобства тренды были разбиты на три большие группы.
- МООК — массовый открытый онлайн-курс (MOOC)
- Zoom и видеоплатформы для школы
- Обучение по запросу (inquiry-based learning)
- Мобильное обучение (m-learning)
- Гибкое обучение (flexible learning)
- Смешанное обучение (blended learning)
- Перевернутый класс (flipped classroom)
- STEAM
- Цифровой учитель
- Значимость учителей
Цифровизация образования
Средний индекс силы этой группы трендов: 82
В период коронавируса произошел резкий рост спроса на цифровые образовательные ресурсы. Второе рождение переживает МООК — формат, который появился еще в 2008 году благодаря международным университетам, популяризировавшим концепцию «обучение для всех».
Переход на дистанционную учебу помог ему стать самым популярным трендом весны 2020 года — об этом говорят и цифры: в 2020 году количество онлайн-курсов достигло 13 тыс., а аудитория только пяти крупнейших МООК составила 100 млн пользователей. В России же интерес к МООК вырос значительно сильнее относительно многих других стран.
Индекс силы тренда: 77
Для освоения знаний мало электронных материалов: многим ученикам было удобнее лично общаться с преподавателем, чтобы лучше и легче воспринимать новую информацию. По данным App Annie, всего лишь за одну неделю с 14 по 21 марта сервисы для видеозвонков скачали более 62 млн раз (на 90% больше, чем год назад). В подмосковных школах уже начали тестировать аналог Zoom, который войдет в разрабатываемую образовательную платформу «Мое просвещение».
Помимо классических сервисов для видеозвонков популярность набирают и виртуальные классы. Их главная особенность — единая экосистема, которая позволяет учителю проводить как индивидуальные, так и групповые уроки с видео. Ученик и учитель взаимодействуют в едином пространстве. При этом учитель может включать демонстрацию презентаций и образовательных материалов, открывать домашние задания и даже использовать виртуальные указку с доской.
Индекс силы тренда: 86
Вновь получившие популярность подходы к обучению
Средний индекс силы этой группы трендов: 48
В рамках него ведущая роль отдается ученику: он становится более проактивным, а учитель из транслятора знаний/лектора превращается в «проводника» в мире образования, человека, который мотивирует и побуждает к действию. Этот формат предполагает инициативу учащегося во всем, начиная с выбора предмета и заканчивая самостоятельным освоением материала. В пандемию он стал популярен из-за ограниченных возможностей коммуникации с учителями.
Что касается российских реалий, то такое обучение раньше было востребовано в корпоративном секторе. Сейчас же переход на дистанционный режим подтолкнул и представителей вузов и школ к активному обсуждению внедрения этого подхода. 29 апреля этого года в рамках круглого стола ММСО «Трансформация образовательного процесса: от обучения по запросу до академической мобильности» эксперты сошлись во мнении, что элементы этого подхода могут быть интегрированы в образовательный процесс в школах и вузах уже в следующем учебном году.
Индекс силы тренда: 70
В его основе — использование гаджетов. Большинство EdTech-проектов сегодня стараются адаптировать контент для мобильных телефонов, чтобы он был не менее удобен, чем для ПК. По данным РАЭК за 2019 год, со смартфонов и планшетов ежедневно выходит в сеть более 90 млн россиян.
ЮНЕСКО оказывает особую поддержку эффективного внедрения мобильных технологический решений в области образования. Ими была создана онлайн-коллекция ресурсов для реализации общешкольных инициатив по мобильному обучению. А на международной EdTech-конференции EdCrunch эксперты отбирают лучшие образовательные мобильные приложения в рамках конкурсной программы. Обычно в этих приложениях используются VR/AR-технологии, геймификация и интерактив.
Индекс силы тренда: 57
Оно в первую очередь предполагает персонализированный подход, в рамках которого ученик может сам выстраивать свою образовательную траекторию. Эта методика ориентирована на индивидуальное преподавание, отсутствие жестких правил.
Так, в ТюмГУ был запущен и одобрен проект «Единое образовательное пространство», с помощью которого 3,5 тыс. студентов могут частично определять собственную траекторию обучения. В значительной степени персонализировать обучение позволяют и EdTech-проекты.
Индекс силы тренда: 57
Это микс разных форматов: онлайна и офлайна. В итоге ученик и занимается лично с учителем, и пользуется онлайн-сервисами. Серия очных занятий дополняется вебинарами и может предполагать общий чат для учеников и использование других онлайн-платформ. Участники онлайн-конференции ММСО, прошедшей в апреле 2020 года, подтвердили тезис о том, что фокус blended-образования переместился на онлайн, хотя доля традиционного оффлайн-образования, несомненно, велика.
Скорость дальнейшего распространения смешанного обучения в пост-коронавирусном мире зависит от готовности и шагов школ и вузов — в том числе от того, как они адаптируют программы с точки зрения методологии.
Индекс силы тренда: 48
Этот формат был придуман в 2000 году педагогами Джонатаном Бергманом и Аароном Сэмсом. Это одна из моделей смешанного обучения, о котором мы говорили выше и, пожалуй, одна из самых легкоорганизуемых образовательных практик. Дома школьники самостоятельно изучают теорию, а уже в классе задают вопросы учителям по ранее освоенному материалу, прорабатывают моменты, которые вызвали у них сложности, выполняют упражнения/лабораторные под руководством преподавателя, проводят практические исследования.
Индекс силы тренда: 32
Это образование, основанное на применении междисциплинарного и прикладного подхода, когда целых пять дисциплин внедрены в единую схему обучения:
- S — science / естественные науки;
- T — technology / технология;
- E — engineering / инженерное искусство;
- A — art / творчество;
- M — mathematics / математика.
В России появляется все больше проектов, связанных со STEAM-образованием. Так, внедрением проектной деятельности в обучение школьников активно занимаются образовательные центры «Точка роста». Также в рамках инициативы LEGO Education педагоги обучают школьников современным технологиям и инжинирингу, информатике и робототехнике на базе собственной методологии в рамках мастер-классов.
Индекс силы тренда: 24
Новая роль учителя
Средний индекс силы этой группы трендов: 45
Сможет ли робот заменить учителя? Сторонники традиционного школьного образования предпочитают видеть «живого» человека, объясняющего материал ребенку. Очевидно, что в мире после пандемии профессия учителя сохранит свою высокую актуальность, но с некоторыми изменениями: дистанционная модель уже сейчас выявила необходимость цифровизации образовательных процессов. Это значит, что учителя сами в какой-то степени станут учениками, начнут активнее прокачивать цифровые навыки и получать новые знания.
Пандемия показала, что педагогам необходимо осваивать цифровые технологии, используемые в образовательном процессе. Спрос на специалистов с digital-навыками будет расти.
Согласно данным Национального центра финансовых исследований (НАФИ), индекс цифровой грамотности учителей составляет 87 пунктов из 100 возможных — это достаточно высокий показатель. Наиболее низкое значение — у подиндекса «отношение к технологическим инновациям» (76 пунктов). В нем измерялись навыки работы с современными гаджетами и приложениями.
По результатам также видно, что у российских педагогов есть острая потребность в методической поддержке и консультировании в вопросах того, как можно использовать современные EdTech-сервисы максимально эффективно.
Индекс силы тренда: 52
Несмотря на ускоренный рост цифровизации, без педагога невозможно представить любой образовательный процесс. Сегодня заметно растет потребность в профессии учителя. Также можно сказать, что карантин значительно ускорил процесс создания учителями учебных материалов и мультимедийного контента в онлайне.
По данным опроса Аналитического центра НАФИ, более 70% педагогов столкнулись с ростом рабочей нагрузки именно в период режима самоизоляции. Организация экономического сотрудничества (ОЭСР) также отметила в своем отчете, что сейчас важно поддерживать учителей и учеников, которые тревожатся из-за трудностей работы в онлайне.
Индекс силы тренда: 40
Выводы
Таким образом, сегодня наиболее заметен рост цифровизации образовательных процессов: среди всех групп трендов, приведенных в исследовании, она имеет самый высокий показатель. Очевидно, что будущее — за внедрением новых технологий и сервисов, позволяющих учиться онлайн без потери качества. Популярными станут смешанное обучение и обучение по запросу.
Сегодняшним ученикам важна индивидуальная образовательная траектория, поэтому персональный подход в дальнейшем получит широкое развитие. Учителя после пандемии станут еще активнее осваивать новые инструменты, а сама роль педагога в образовательном процессе также трансформируется: в будущем возрастет значимость преподавателя как наставника, его умения мотивировать учеников, учить их работать с информацией, искать и находить новые решения.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.