Не только digital: как начать работать в креативных индустриях
Об авторе: Екатерина Черкес-заде — эксперт в области образования, директор первого в России университета креативных индустрий Universal University. Он объединяет в себе Британскую высшую школу дизайна, Школу игровой разработки Scream School, Московскую школу кино, Архитектурную школу МАРШ, Московскую школу музыки, Школу новой экономики MACS, Школу для специалистов нового образования School of Education, Московскую школу современного искусства и проект в фуд-индустрии — Moscow Food Academy.
Креативные индустрии — новая нефть
В последние четыре года оборот креативных индустрий в России прибавлял в росте ежегодно: в 2017-м — на 6%, в 2018-м — на 15%, в 2019-м — на 9%. В среднем по миру креативные индустрии росли в 2–4 раза быстрее, чем экономика в целом: в будущем креативная сместит традиционную, сырьевую модель. ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики, а после падения цен на нефть в начале этого года мир окончательно убедился в том, что будущее — за экономикой знаний.
В то время, как акции нефтяных компаний падали, некоторым представителям индустрии развлечений удалось не просто удержаться на плаву, но и капитализироваться на социальной изоляции: с начала года на стриминговый видеосервис Netflix подписалось более 15 млн новых пользователей. Выручка сервисов Apple (таких как App Store и Apple Music) оказалась больше, чем годом ранее. В марте Всемирная организация здравоохранения и 18 крупнейших компаний в игровой индустрии (среди них Activision Blizzard, YouTube Gaming, Big Fish Games) запустили инициативу #PlayApartTogether, призывая людей оставаться дома, но играть вместе онлайн. В этот же период продажи видеоигр в 50 странах мира (включая Россию) выросли на 63%. Такая выживаемость развлекательных онлайн-сервисов уже повысила спрос на digital-специалистов, в то время как оффлайн-площадки стали еще больше нуждаться в креативных профессионалах и антикризисных управленцах.
Креативные сферы, в которых будут востребованы профессионалы после пандемии
-
Дизайн
В пике распространения коронавируса все оффлайн-бизнесы стали активно переводить свои сервисы в цифру. Это повысило спрос на веб-дизайнеров, бренд-дизайнеров, дизайнеров мобильных приложений и дизайнеров пользовательского опыта. При этом постпандемический мир не значит только «цифровой»: ситуация открыла глаза на уже накопившиеся «реальные» проблемы — устойчивости, экологичности, инклюзивности. Кроме того, в связи с новыми санитарными требованиями будут меняться и пользовательские привычки.
Отвечать на эти вызовы предстоит дизайнерам одежды, продукта, архитектурной среды и особенно дизайнерам общественных пространств, которым предстоит предложить новые, безопасные и комфортные для жизни и работы условия.
В ближайшие годы, вне зависимости от направления дизайна, у профессионалов будут цениться навыки критического мышления, гибкость, понимание международного контекста, что позволит (как это случилось во время распространения вируса) в один момент перестроить производство и начать работать на глобальный рынок.
-
Разработка игр, геймдизайн, компьютерная графика
GameDev-индустрия долгое время не воспринималась всерьез «взрослыми и серьезными людьми». Родители с недоверием относились к увлечению своих детей. Однако по данным PwC, Россия занимает третье место в мире по киберспортивной аудитории (после Китая и США), а общая выручка российского киберспортивного рынка в 2018 году составила $12,6 млн. Помимо киберспорта растет и индустрия игр для ПК, игровых консолей, мобильных устройств, а вместе с ней и спрос на разработчиков, геймдизайнеров и других специалистов в этой индустрии.
В первые три месяца этого года число вакансий на сайте Indeed в области мировой игровой индустрии выросло на 43%, в числе крупнейших работодателей — Blizzard Entertainment, Tencent, Riot Games, Twitch (подразделение Amazon).
Такая популярность видеоигр и киберспорта особенно во время пандемии заставила многих пересмотреть свое отношение к этой отрасли, тем более что в ней могут реализоваться люди с совершенно разным опытом.
В Школе игровой разработки Scream School, которая входит в Universal University, любители игр с техническим бэкграундом, у которых хорошо с аналитикой, статистикой, теорией вероятностей, охотно идут учиться на геймдизайн, игровую графику, программирование игр на Unity и Unreal Engine.
Художники, поклонники комиксов и франшиз о супергероях, которые владеют навыками рисования, дизайна и моделирования, выбирают концепт-арт, моушн-дизайн и мультимедийные коммуникации. Помимо чисто прикладных специальностей в индустрии есть спрос на маркетологов и аналитиков, а также на продюсеров игровых проектов. Но самое главное: GameDev — это индустрия, которая практически не заметила изменений, произошедших во время пандемии, потому что во многих компаниях люди и так работали удаленно, в распределенных командах по всему миру.
-
Перезапуск в кино, музыке и современном искусстве
Киноиндустрия, музыкальный рынок, а также сфера искусства (музеи, галереи) заметно пострадали во время пандемии из-за отмены кинотеатральных показов, концертов и выставок.
При этом для самих авторов, создателей творческого продукта, пандемия стала драйвером для новых идей и форматов — от Zoom-сериалов и фильмов в жанре «screenlife» до музыкальных стримов, VR-экскурсий и онлайн-доступа к закрытым музейным коллекциям.
Наряду с повышенным спросом на контент, вся индустрия мероприятий оказалась в «заключенном» режиме и стала быстро перестраиваться в онлайн. Кинематографисты шутили, что из-за невозможности снимать кино и сериалы этим летом, осенью мы будем смотреть балет. А если серьезно, то нового контента будет гораздо меньше. Социальная изоляция стала поводом подумать над новыми темами, поэтому индустрия ушла в разработку новых проектов. Компаниям в отрасли нужны будут свежие идеи. К примеру, уже сейчас продюсерская компания «Среда» объявила о двух грантах на обучение на программе «Шоураннер» в Московской школе кино (ментором выступает Александр Цекало). Многие осознают: даже при наличии финансовых ресурсов видеоплатформам не хватает креативных кадров — создателей сериалов.
Отмена живых выступлений внесла коррективы и в концертную деятельность. Но по аналогии с кино, пандемия показала, как важно вкладываться в собственное развитие, учить языки, осваивать сложный софт и искать новые пути монетизации своего таланта. Сегодня в музыкальной индустрии, как и в GameDev, наблюдается два интересных тренда: работа на глобальный рынок (в плане написания песен, создания аранжировок) и достаточно юный возраст музыкантов.
Антикризисное управление
В числе отраслей, которые ждет самое сложное восстановление после пандемии, — фуд-индустрия. И здесь на кризис наложился еще и недостаток системного образования в отрасли. Открывшимся после пандемии и уже совсем новым ресторанам, кафе, барам нужны будут грамотные управленцы. Для тех, кто уже занят в секторе HoReCa или всегда мечтал работать в гастрономии, обучение по горячим следам на реальных кейсах может дать конкурентное преимущество и хорошие связи.
В целом в креативных индустриях очень много возможностей скрыто на пересечении разных сфер. И чтобы ухватиться за них и создать нечто уникальное, нужно заходить на территорию, где, как в Universal University, разные креативные индустрии сосуществуют на одной площадке. Туда приходят люди, выбравшие креативную профессию на любом этапе жизни — как в старшей школе, так и уже во взрослом возрасте. Пандемия показала, что готовность меняться — главный фактор развития собственной карьеры в быстро меняющемся мире.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.