Дорисуй воображением: как заинтересовать ребенка чтением
Об авторе: Лиана Ханова, создатель оживающих AR-книг, компания Magic Story.
Почему дети перестают читать, а «старые» книги не работают
Современные дети перестают читать для удовольствия и вообще любить этот процесс: согласно разным исследованиям, процент детей в возрасте 8-9 лет, которые активно читают книги для развлечения пять-семь раз в неделю, падает с 57% (в 8 лет) до 35% (в 9 лет). А доля детей, которые говорят, что любят читать, снижается с 40% до 28%.
Хотя сегодня у большинства молодых людей есть доступ ко всему многообразию литературных произведений, им это неинтересно, и не самую последнюю роль в этом играют смартфоны, которые занимают основное внимание и время современного ребенка.
Множество исследований показывают, что активное чтение в раннем возрасте критически важно для успеваемости и психического здоровья ребенка, а в масштабе даже может влиять на экономические показатели страны.
Кроме того, наступает эра непрерывного обучения (lifelong learning), в которой подросткам придется быстро адаптироваться под меняющиеся условия. Им нужно будет улучшать скорость обработки новой информации, а также развивать широкий кругозор и воображение, чтобы придумывать новые нестандартные решения.
Современные дети сильно отличаются от нас: они не видели жизни без гаджетов и интернета, поэтому старые истории и подходы на них не работают по множеству причин:
-
Чтение как способ времяпровождения вытеснено смартфонами, потому что обычные книги по сравнению с ними скучные.
-
Дети потребляют много развлекательного контента и привыкли к динамичной подаче, а большинство книг статичны и наполнены скудными иллюстрациями. Классика при этом становится все дальше и оторваннее от жизни детей поколений «альфа» и младших Z, в ней используется сложный, непонятный им язык.
-
Книга больше не авторитет. Их воспринимают как отсталого взрослого: «это прошедший век», «это не модно».
-
Чтение начинает вызывать отвращение, когда из развлечения переходит в обязательство. 47% детей аргументируют нелюбовь к книгам огромными списками литературы в школах, из-за которых читать ради удовольствия уже нет желания.
-
Учеба и чтение воспринимаются как что-то сложное и требующее усилий, а напрягаться почти всегда не хочется.
-
Нет времени. Чтение требует «замедления бега» и выхода из потока быстрого темпа жизни.
Какими должны быть книги и образование современных детей:
-
интерактивным, с элементами edutainment решений;
-
гибкими и адаптированными под детей нового поколения;
-
приятными, «нативными» для ребенка;
-
персонализированными с учетом интересов, характера и других особенностей ребенка;
-
современными и технологичными. Интересным примером является американский блогер Майк Вилсон, который ведет канал на Youtube Mike Like Science, где читает рэп про математику и программирование.
В чем преимущества технологий геймификации чтения
Помочь привить любовь к чтению и повысить интерес к обучению могут интерактивные технологии. Например, книги, которые оживают в дополненной реальности (AR).
С приложением на смартфоне такие книги оживают, герои начинают взаимодействовать с читателем. Создается интерактивная иммерсивная среда, с помощью которой ребенок погружается в истории, самостоятельно проживает их и играючи, незаметно для себя, обучается.
AR помогает визуализировать и развивать воображение. Она будет хорошим помощником в изучении таких школьных предметов как геометрия, химия, физика. Доказано, что AR повышает понимание учениками академического материала.
По умолчанию, ни у кого нет потребности читать. Чтобы на ранних этапах увлечь этим процессом, необходимо создать ситуацию потребности, показать выгоду, связать с удовольствием. Кроме того, современные дети и подростки мыслят «клипами» и воспринимают действительность через быструю смену изображений и видео-фрагментов, коротких новостей и фактов. Все эти задачи может решить AR-книга, и в дальнейшем все больше издательств начнут адаптироваться и выпускать подобные решения.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.