Инновационный бизнес, 10 июл 2020, 11:11

Архитекторы перестройки: шесть трендов промышленного дизайна

Читать в полной версии
Фото: Galushko Sergey / Shutterstock

Благодаря технологиям промышленный дизайн становится быстрее, дешевле и эффективнее. Продукты теперь проектируют с помощью машин и виртуальной реальности, но фокус на потребителе сохраняется

1
Цифровизация и виртуальное проектирование

Промдизайн работает на стыке рекламы и маркетинга, промышленности и торговли, инжиниринга и технологии, архитектуры и строительства, культуры и искусства. Его используют при создании автомобилей, поездов, домов, множества различных комплектующих. О самых значимых трендах промышленного дизайна в России и мире говорили участники конференции Design Day 2050, организатором которой выступает Национальный центр промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ.

Раньше конструкторские бюро были огромными организациями. К примеру, в ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Алексеева работали 150 человек.

Но повсеместная цифровизация сильно изменила облик промышленного дизайна. Отрасль легко впитала в себя технологии виртуальной и дополненной реальности. VR и AR активно использует один из ключевых игроков на мировом рынке — компания ItalDesign, известная яркими дизайн-проектами автомобилей. С помощью VR и AR компания создала DaVinci — концепт суперкара, названный в честь знаменитого художника и исследователя.

По словам главы направления индустриального дизайна ItalDesign Никола Гуэльфо, VR и AR позволяют существенно экономить время и деньги при проектировании. Они также дают возможность еще на стадии виртуального макета оценить внутреннее устройство объекта, эргономику, удобство для пользователя.

Гуэльфо отмечает, что одно из главных преимуществ VR и AR — сверхточность. Разница с реальным готовым продуктом не превысит одного миллиметра. Кроме того, в отличие от физического прототипа, виртуальный макет можно корректировать по многу раз.

2
Генеративный дизайн

Появление программ, создающих оптимальный дизайн продукта на основе введенных параметров и ограничений, также повлияло на индустрию. Генеративный дизайн (то есть сделанный с помощью машин) включает в себя множество инструментов для автоматического и полуавтоматического проектирования. «Это новая парадигма того, как мы создаем вещи», — говорит евангелист генеративного дизайна, директор по аддитивному производству Autodesk Александер Остер.

По его словам, основная идея в том, чтобы использовать программное обеспечение для оптимизации продукта и различных аспектов его дизайна. На выходе получаются конструкции с непривычной геометрией, но оптимальные с точки зрения необходимых параметров. Например, программное обеспечение Autodesk позволило изменить дизайн некоторых элементов самолетов Airbus и снизить их вес.

С помощью генеративного дизайна создается множество вещей: медицинские импланты, автомобильные кресла, отдельные детали и целые жилые кварталы. Так, нидерландский девелопер Van Wijnen возвел несколько домов с солнечными панелями на крышах. Расположение панелей, внешний вид самих домов, их распределение по участкам земли и множество других параметров были оптимизированы машиной. «Технология генеративного дизайна позволила создать продукт, который понравился потребителю и при этом был доступен с точки зрения цены», — отмечает Остер.

3
Ускоренная разработка и производство

Технологическая революция в сфере коммуникаций позволяет дизайнерам и инженерам эффективно работать в распределенной сети. В качестве примера можно привести участие Karfidov LAB в создании умного велосипедного замка для CTpark. Замок подключается к IoT-сетям и управляется с мобильного приложения. Весь процесс разработки и внедрения занял всего три недели. К работе привлекли специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.

Тем временем трехмерная печать и фермы 3D-принтеров, которые массово выпускают необходимые детали, резко ускорили и удешевили производство. Сегодня китайские компании создают и выводят на рынок продукты за считанные недели. И это уже в порядке вещей, соглашаются участники рынка.

4
Фокус на человеке

Меняется и наполнение промышленного дизайна. Сегодня он на 60% состоит из исследовательской работы, утверждает главный конструктор Karfidov LAB Алексей Карфидов. Эта работа включает в себя исследование портрета пользователя, его опыта, рынка и конкурентов, построение бизнес-модели и маркетинговой стратегии.

Еще 25% приходится на технологии, 15% — на внешний вид: эргономику, цвета, материалы, визуализацию. Иными словами, промышленный дизайн направлен в первую очередь на потребителя, его предпочтения и удобство.

Дизайн сфокусирован на человеке, его эмоциях и комфорте, на ценностях устойчивого развития и экологичности, говорит директор по стратегическому маркетингу «Трансмашхолдинга» (ТМХ) Кристина Дубинина. «Дизайн связывает человека и технологию, очеловечивает ее», — добавляет она. Все, с чем соприкасается человек, нуждается в правильном дизайне. К примеру, каждые сутки вагоны ТМХ перемещают 16 млн человек, и для этих людей поезда стали частью среды.

По-настоящему качественный и интересный потребителю продукт получается в результате симбиоза дизайнеров и инженеров, подчеркивает генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Дарья Топильская. По ее словам, пока между этими двумя профессиями есть разрыв. Дизайнеры часто воспринимаются как оптимисты, которые перепридумывают будущее, а инженеры — как пессимисты или в лучшем случае реалисты, выступающие за работу по привычным схемам. Необходимо объединить визионерство одних и прагматизм других, чтобы создавать правильные продукты.

5
Государственная поддержка

«В России ключевым трендсеттером индустрии промышленного дизайна является государство. Рынок формируется крупными заказчиками из транспортного машиностроения, оборонной промышленности, приборостроения, сферы городской среды. В стране сейчас работает около 100 студий промышленного дизайна, при этом топ-10 компаний формируют 80% рынка», — отмечает Дарья Топильская, рассказывая об исследовании трендов промдизайна, которое провела 2050.ЛАБ.

Эксперты подчеркивают, что потенциальный объем рынка в России значительно выше, чем реальный. Для его развития необходимо повышать доступность услуг по промышленному дизайну для небольших компаний и стартапов, распространять дизайн-хабы, способные организовать для малого и среднего бизнеса полный дизайн-цикл, уверены участники рынка. «Поощрение спроса на промышленный дизайн — самый эффективный способ стимулирования инновационной экономики и предпринимательства», — считает гендиректор SMIRNOVDESIGN Сергей Смирнов.

В июне 2020 года правительство России утвердило дорожную карту в области инжиниринга и промышленного дизайна. Ее реализация должна обеспечить индустрии значительный прирост. В документе объем внутреннего рынка отрасли оценивается в 2,8 трлн рублей. К 2025 году он должен увеличится до 3,9 трлн рублей.

Рынок промышленного дизайна в цифрах

  • По данным Innovate UK, в Великобритании каждый фунт, инвестированный компанией в дизайн, может принести £20 дохода.
  • Оборот сектора дизайна в Финляндии составляет €3,23 млрд. €2,95 млрд из них приходятся на дизайн-ориентированные производства.
  • Рынок креативной индустрии в Китае оценивается в $509 млрд. $168,5 млрд из них приходится на экспорт.
  • В российской индустрии дизайна работают более 1,2 млн человек — почти 2% экономически активного населения России.
  • Реальная емкость рынка промышленного дизайна России — 900 млрд руб. Потенциальная — 1,2 трлн руб.

Источник: Союз дизайнеров России, материалы конференции Design Day 2050

6
Формирование экосистемы

Одна из целей промышленного дизайна — улучшение экономического, социального, культурного и экологического качества жизни, подчеркивает президент World Design Organisation Срини Сринивасан. Для ее достижения промышленные дизайнеры, корпорации, образовательные центры должны быть связаны в единую платформу, внутри которой можно делиться знаниями, считает эксперт.

«Российский рынок промдизайна имеет колоссальный потенциал и возможности. Важное условие развития — формирование экосистемы участников процесса. Цель 2050.ЛАБ — создание инструмента, который позволит обществу осознать ценность дизайна, его способность меняться и менять все вокруг», — подчеркивает гендиректор Дарья Топильская.

По ее словам, важным элементом экосистемы промышленного дизайна может стать и Design Day 2050. Индустрии необходима коммуникационная площадка, где профессионалы могут обмениваться опытом, новостями и мнением о трендах, заключает Топильская.

Инновационный бизнес Внедрение инноваций Социальные изменения Цифровая трансформация Интернет вещей
Главное