Разбор «Черного зеркала»: станет ли перенос сознания реальностью
Об эксперте: Ольга Перепелкина, COO и директор по науке в Neurodata Lab.
Читайте также:
Появятся ли чипы для погружения в страхи — разбор серии «Игровой тест»
Когда виртуальная реальность окажется повсюду — разбор серии «Бросок гадюки»
Сможем ли мы загрузить сознание в симуляцию — разбор серии «Сан-Джуниперо»
О чем серия
В эпизоде зритель наблюдает за тремя историями, рассказанными владельцем «Черного музея». Истории касаются разных экспонатов музея. Все они связаны с технологиями, которые переносят сознание человека. История одного экспоната — про передачу ощущений от одного человека другому, второго — о переносе сознания умершей женщины в голову ее мужа, а третьего — про возрождение казненного осужденного в виде голограммы. Подробнее с сюжетом можно ознакомиться тут. Для того, чтобы поговорить обо всех технологиях, рассмотрим каждую из трех историй отдельно.
Первая история эпизода
В первой истории рассказывается о технологии передачи ощущений от одного человека другому при помощи специальной шапочки с электродами, считывающими ощущения от пациента, и «чипа» — устройства, вживленного в мозг врача, принимающего эти ощущения. Таким образом медицинский работник может лучше понять пациента и назначить ему наиболее подходящую процедуру/операцию или лечение.
То есть технология включает в себя два важных компонента:
-
возможность «считать» ощущения из одного мозга;
-
возможность «передать» ощущения в другой мозг.
Технология «считывания» представляет собой продвинутую версию нейрокомпьютерного интерфейса (или интерфейса мозг-компьютер, ИМК) — технологии, которая существует и сегодня. ИМК бывают как инвазивными (то есть с вживленными в мозг электродами), так и неинвазивными, то есть основанными на устройствах, считывающих активность головного мозга без проникновения в черепную коробку.
Самым распространенным неинвазивным способом считать активность мозга для создания ИМК является электроэнцефалография (ЭЭГ). На человека надевают специальную «шапочку» с электродами, смачивают электроды гелем, чтобы улучшить проводимость, и записывают электрическую активность коры головного мозга. При помощи таких интерфейсов удается, например, управлять инвалидным креслом, роботизированной рукой или печатать текст. Скорость и точность такого управления пока неидеальны. Это связано с тем, что сигнал от мозга в ЭЭГ получается достаточно «шумным» и подвержен различным — например, двигательным — артефактам. Иными словами, в повседневной жизни для массового решения задач большинства людей эта технология пока слабо применима. Однако есть примеры использования ИМК в медицинских случаях, например, для улучшения качества жизни полностью парализованных людей.
Инвазивные способы «считывания» активности мозга чаще всего применяют на животных (крысах, обезьянах). Однако эксперименты на людях тоже есть. Так, при помощи инвазивного ИМК удалось научить парализованную женщину управлять роботизированной рукой с гораздо более высокой точностью, чем этого можно было добиться при помощи интерфейса на основе ЭЭГ.
Ученые проводят и исследования, позволяющие при помощи инвазивных ИМК «считывать» не только моторные команды, но также ощущения, например, удовольствия.
Технология «передачи» ощущений в мозг возможна при помощи электрической стимуляции участков сенсорной коры головного мозга. Такие исследования проводятся, например, при операциях на мозге. Мозг не имеет болевых окончаний, и такие операции могут проводиться без наркоза, когда пациент находится в сознании. Классическими стали исследования по стимуляции зрительной и тактильной зон головного мозга. Пациент начинает ощущать прикосновения к определенным частям тела или простые зрительные сенсации.
Есть также и неинвазивные способы стимуляции мозга — среди них транскраниальная магнитная стимуляция. С ее помощью, например, можно «заставить» человека двигать определенным пальцем.
Системы, объединяющие два мозга, с одного из которых мы «считываем» сигналы и «передаем» их во второй, уже существуют. Одним из самых известных является эксперимент в лаборатории ученого Мигеля Николелиса. Главными героями этого эксперимента стали две крысы. Им были имплантированы электроды, а сигналы электродов от одной крысы к другой передавали через интернет. Крысы в режиме реального времени обменивались тактильной и моторной информацией, хотя находились при этом на разных континентах.
При этом технологии, описанной в эпизоде, при помощи которой мы можем передать из мозга в мозг болевые ощущения, с точной локализацией в теле, насколько мне известно, на данный момент не существует. Проблема заключается в том, что боль — это достаточно сложный психофизиологический феномен. Боль не «объективна», у нее нет явной локализации в мозге. Она также сопровождается рядом эмоциональных переживаний, о чем, кстати, упоминается в серии. Такие комплексные психические состояния сложно организованы на нейрофизиологическом уровне, существуют индивидуальные различия. Поэтому при помощи существующих технологий просто так взять и перенести комплексное ощущение со всеми его красками и оттенками из одного мозга в другой вряд ли возможно.
Но есть и альтернативный путь. При помощи технологий машинного обучения (и, в частности, глубокого обучения) можно научиться классифицировать различные заболевания по активности головного мозга. Так, например, ученые научились классифицировать два неврологических заболевания по записям магнитоэнцефалографии (еще один неинвазивный способ считывать активность мозга).
По сути, описанная в серии технология передачи болевых ощущений напрямую врачу при помощи вживленного в мозг электрода, на мой взгляд, избыточна. Хотя, конечно, без этой части эпизод не был бы столь захватывающим. Достаточно научиться предсказывать различные болевые ощущения с помощью неинвазивных методов исследования мозга (ЭЭГ, МЭГ) и выводить результаты, например, на экран компьютера. И, как мы видим, такие технологии уже активно разрабатываются.
Последние истории эпизода
Вторая и третьи истории являются куда более фантастическими по сравнению с первой. Сюжет строится вокруг технологии переноса сознания человека. При этом речь идет как о переносе сознания на искусственный носитель, так и в «свободную часть» мозга другого человека. В одной истории сознание женщины перемещается в простой искусственный мозг плюшевой обезьянки, а в другой — сознание мужчины отправляют в компьютер, который к тому же рисует трехмерную голограмму человека, обладавшего этим сознанием при жизни.
История с переносом сознания в мозг плюшевой игрушки напоминает феномен «locked-in» синдрома, характеризующего людей, которые полностью парализованы, но продолжают оставаться в сознании. Этот синдром может возникать по разным причинам (например, травма мозга, инсульт, отравление некоторыми ядами), при этом часто парализовано не полностью все тело, сохранными остаются некоторые движения — моргания, движения глаз или пальца. При помощи этого скудного набора выразительных средств общения больные, тем не менее, могут выработать достаточно сложную коммуникативную систему. Пример — случай известного ученого Стивена Хокинга, который страдал боковым амиотрофическим склерозом (болезнью моторных нейронов), был почти полностью парализован, но при помощи технических ухищрений продолжал вести научную деятельность и своеобразную личную жизнь.
Сюжет с плюшевой обезьянкой вряд ли реализуем в реальной жизни. Даже если в будущем удастся придумать, как перенести сознание на искусственный носитель, этот носитель должен обладать высокой технической сложностью (сопоставимой по сложности с устройством человеческого мозга), а задача прикручивания к этому носителю полноценной системы коммуникации с внешним миром — гораздо проще и точно должна быть решена к этому моменту.
Перенос сознания на искусственные носители порождает ряд этических вопросов. В финальной сюжетной линии эпизода сознание заключенного (как выясняется из серии, несправедливо осужденного) переносят в компьютер, а его тело отображается в виде голограммы. Эта голограмма является самым популярным экспонатом «Черного музея». Хоть герой подписал добровольное согласие на такого рода операцию, зритель чувствует неэтичность, несправедливость этого «аттракциона». К экспонату приходят люди и могут раз за разом воспроизвести последние минуты жизни заключенного, а именно казнь на электрическом стуле. Этот сюжет относит нас к классическим экспериментам в социальной психологии — Стэнфордскому тюремному эксперименту и эксперименту Милгрэма. В обоих экспериментах люди были поставлены в такие условия, что начинали проявлять жестокость. В этой же серии люди проявляли жестокость ради забавы.
Другая ветка сюжета про перенос сознания одного человека в мозг другого человека, да еще и так, что они не смешиваются, а коммуницируют друг с другом в неком общем психическом пространстве, основана на достаточно распространенном мифе. Герой эпизода, рассказывая об этой невероятной технологии, объясняет, что «в лучшем случае мы используем только 40% нашего мозга, а 60% остаются незанятыми». Ученые давно опровергли этот миф, достоверно известно, что все отделы мозга активно задействуются нами в процессе жизнедеятельности.
В целом, технология переноса сознания на искусственный или другой органический носитель, конечно, на данный момент не осуществима. Однако в будущем, когда нейроученые разгадают тайны мозга и сознания, а компьютерные ученые и инженеры смогут построить «сильный искусственный интеллект», такая задача может оказаться вполне реализуемой. Общество должно будет выработать этические и юридические нормы такого рода манипуляций. Но сама технология, конечно, откроет перед человечеством невиданные горизонты. Я бы, например, не отказалась загрузить свое сознание в надежный и эффективный носитель (зачем, например, ограничиваться только двумя руками? Давайте сразу штук пять и дополнительные органы чувств) и отправиться исследовать Вселенную.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.