Как «Автобан» создал «умную» систему управления машинами
Задача
Как активному участнику реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Автобану» необходимо было организовать эффективный и прозрачный контроль техники и механизмов, мониторинг дорожно-строительных работ в режиме реального времени.
Предпосылки и мотивация
В распоряжении «Автобана», одного из ключевых подрядчиков Федерального дорожного агентства и госкомпании «Автодор», имеется большой парк собственной и арендованной специализированной техники. Более 6 тыс. работников холдинга строят дороги в пяти федеральных округах России. Многие строительные площадки разделены тысячами километров, что делает контроль за техникой весьма дорогим и сложным. Ситуация усложняется отсутствием единого стандарта контроля выполненных работ у «Автобана» и у подрядчиков.
Решение
«Автобан» совместно с консалтинговой компанией KPMG создал концепт системы «умного» управления машинами и механизмами, включающий телематические системы, 3D-системы, мобильное приложение и агрегатор сторонней техники.
Реализация
«Автобан» оборудовал корпоративный автопарк телематическими системами, включающими спутниковый мониторинг GPS/ГЛОНАСС, датчики, специальные устройства и софт. Система позволяет в любой момент времени отслеживать местоположение, скорость, количество топлива, состояние любой машины.
С помощью сверхчувствительных датчиков, фиксирующих вибрацию при работе двигателя, можно с точностью до секунды знать, сколько работал тот или иной экскаватор, бульдозер либо другая техника, сколько и за какое время было выполнено земляных работ.
3D-комплексами «Автобан» оснастил экскаваторы, грейдеры и бульдозеры. Такой комплекс позволяет машине функционировать почти в режиме автопилота: сам выстраивает оптимальную скорость, траекторию движения, градусы поворота; водитель лишь слегка корректирует при необходимости. Мобильное приложение позволяет создавать задания, оперативно вносить данные о состоянии проектов, о поступлении и расходе материалов.
Результат
Контроль в режиме реального времени выявляет все незапланированные задачи и переделки, которые раньше не фиксировались в отчетах. При контроле каждой машины перепробег, перерасход работы техники и использования топлива стремятся практически к нулю.
Телематические системы окупились в течение первого же года после установки. Затраты на большинство земляных работ снизились на 30%, в разы сократилось время на составление отчетов. Сформированы единые прозрачные правила работы с партнерами. Данные мониторинга техники всегда могут быть предъявлены партнеру в случае расхождений в оценке проведенных работ.
«Представленное решение выводит дорожное строительство на более высокий уровень эффективности, — рассказывает руководитель направления цифровых трансформаций и финансовый директор группы компаний «Автобан» Юлия Штрек. — Базовая автоматизация учета в нашей отрасли уже исчерпала свой ресурс. Новый подход повышает эффективность бизнеса в среднем на 5–10%».
Максимально цифровая трансформация способна повысить эффективность бизнес-процессов на 30%. «Большинство крупных компаний в отрасли прошли или проходят через фазу автоматизации, и теперь перед нами стоит задача сделать следующий шаг — цифровизировать сам бизнес», — говорит Юлия Штрек.
Планы и перспективы
В планах «Автобана» внедрение решения на базе искусственного интеллекта и больших данных, которое позволит отслеживать любые отклонения от плана, связанные с ошибками сотрудников, а также ввести более долгосрочное планирование и максимально эффективно распределять ресурсы. Разработкой занимается дочерняя структура холдинга, резидент Московского инновационного кластера «Автобан Digital». Сейчас идет тестирование решения на собственных проектах, в дальнейшем «Автобан» видит большие перспективы его использования другими игроками строительного рынка и операторами крупных автопарков специализированной техники.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.