Рестораны будущего: когда нас будут обслуживать роботы-официанты
10 июня стало известно, что KFC открывает в Москве ресторан будущего — бесконтактный, с роботами и технологией распознавания лиц. Бесконтактность заключается в том, что посетитель делает заказ у машины, она же занимается обработкой заказа и его выдачей. На аппарате есть камера, которая запоминает снимок лица покупателя. На зоне выдачи заказов система распознает человека и выдает ему еду или напитки. Распределяют заказы тоже роботы — с помощью специальных меток, встроенных в подносы. Система может запомнить посетителя и в дальнейшем предлагать ему только то, что он любит. Однако от этой функции можно отказаться.
В конце 2018 года Alibaba Group запустила в Шанхае ресторан Robot.He. Формат напоминает фабрику еды — вместо официантов по конвейерным лентам ездят роботы, столик необходимо бронировать с помощью приложения, там же надо делать и заказ. Посетители садятся на указанное место, сканируют QR-код, и система понимает, куда должен будет приехать официант-робот. С тех пор прошло полтора года, но подобный формат так и не завоевал мир.
В январе этого года в Гуанчжоу открылся полностью роботизированный ресторан. Роботы там не только доставляют еду до столиков, но и наливают пиво, смешивают коктейли и даже готовят еду. Однако конвейер по доставке, в отличие от шанхайского ресторана, вынесен над головами посетителей.
Роботизацией общепита занимается, например, и российский стартап YourFood. Прототип робота-повара стоит $40 тыс. Он умеет готовить салаты, супы и горячее. Внутри устройства находится холодильник, в который загружаются ингредиенты — всего 400 картриджей. На экране робота делается заказ, и, если верить производителям, машина сможет сделать салат за одну-две минуты. Одновременно она может миксовать четыре салата, а заявленная мощность — 150 салатов в час. Еда, приготовленная этим роботом, стоит в три раза дешевле, чем приготовленная человеком. Правда, выводить этот продукт команда стартапа собирается не в России, а в Штатах.
В США роботизированные рестораны, как правило, открываются в дорогих городах и штатах — например, роботизированная бургерная Сreator в Сан-Франциско, штат Калифорния или роботизированный ресторан Spyce в Бостоне, штат Массачусетс. Минимальная оплата труда в обоих штатах в 2020 году выросла до $13 и $12,75 в час. Это максимальные значения по стране. Больше должны будут платить только в столице, Вашингтоне, — $15 в час.
Для сравнения, в Москве этот показатель — МРОТ — составляет 20 195 рублей в месяц. По нынешнему курсу это примерно $288 в месяц. Такую сумму работник в Калифорнии заработает за 22 часа. Поэтому в России роботизировать общепит пока бессмысленно. К тому же робототехника — очень капиталоемкое дело. Венчурных инвесторов намного легче найти на Западе, чем в России.
Есть другой вариант роботизации — роботизация сервиса. В таких случаях робот не готовит еду, а только обслуживает посетителя — например, наливает кофе.
Таких роботов могут позволить себе те, у кого есть бюджеты на технологическое развитие — например, «Яндекс» или Сбербанк, или транснациональные корпорации вроде KFC, у которых имеются внушительные бюджеты на инновации. В остальных случаях изобретателям крайне сложно искать деньги на развитие. Хотя есть и успешные примеры — например, отечественное робокафе MontyCafe. Робот делает посетителям кофе, причем может обслуживать сразу двух клиентов, потому что у него две руки. Кстати, роботы Monty стоят даже в Южной Корее.
Для ресторанов самое сложное — найти персонал, обучить его по своим высоким стандартам и удержать его, несмотря на небольшую зарплату. Но часто бывает, что люди уходят туда, где им будут больше платить. С роботами или алгоритмами таких проблем нет.
Что еще почитать по теме:
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.