Цифровая трансформация, 18 июн 2020, 16:00

Дмитрий Марченко — об опыте цифровой трансформации Microsoft

Читать в полной версии
Фото: из личного архива
Что такое цифровая трансформация и какие изменения в бизнес-процессах она подразумевает, рассказывает директор по маркетингу и операционной деятельности Microsoft в России Дмитрий Марченко

Термин «цифровая трансформация» уже стал привычным для многих. В определении, которое мы используем в Microsoft, — это способность и желание изменить основные составляющие бизнеса — создание продукта, взаимоотношение с клиентами, процессы и работу команды — и текущую бизнес-модель в целом при помощи современных технологий. В результате цифровой трансформации компания обретает дополнительные конкурентные преимущества.

Как проводить цифровую трансформацию и зачем

С точки зрения Microsoft трансформация затрагивает все области бизнеса и дает наибольший эффект, если задействованы каждая из них:

  • Продукт станет цифровым и превратится в услугу

  • Клиенты будут больше вовлечены в процесс создания товаров и услуг, смогут влиять на их качество

  • Процессы станут более гибкими, эффективными и управляемыми. Структуры управления будут трансформироваться от иерархических к Agile

  • Команда повысит эффективность сотрудников, а также их роль в принятии важных для бизнеса решений. Они будут больше вовлечены, будут разделять успехи компании, равно как и ответственность за ее развитие. И тут крайне важны средства командной работы, которые помогают вовлекать в эти процессы сотрудников.

Цифровая трансформация нужна для сохранения непрерывности, а иногда и жизнеспособности бизнеса. Например, она позволяет выполнять наиболее важные функции в дистанционном режиме. Для этого необходимо не только иметь настроенную и функционирующую технологическую платформу, но и изменить культуру компании так, чтобы необходимость перехода на дистанционную работу не вносила дополнительный стресс.

Существуют ли компании, которым не нужна цифровизация?

Изначально казалось, что цифровая трансформация необходима только традиционным компаниям, чтобы они могли успешно конкурировать с теми, кто сразу строил свой бизнес на основе информационных технологий. Однако технологии в наше время развиваются так стремительно, что даже тем компаниям, которые были основаны как цифровые (born digital) необходимо трансформироваться.

К примеру, даже такой самый технологичный сектор, как ИТ-разработка, тоже проходит трансформацию. Сейчас все большее распространение получает концепция InnerSource, особенно в сегменте крупных клиентов. По сути, это применение философии OpenSource к корпоративной разработке, когда за счет сотрудничества и кооперации различных команд разработчиков компании добиваются качественного роста своих возможностей по созданию ПО и сервисов. Это включает в себя повышения качества кода, ускорение разработки сервисов и функций, и, наконец, поощрение повторного их использования другими командами, вместо того чтобы разрабатывать эти функции с нуля.

С другой стороны, цифровая трансформация затронула и сельское хозяйство, хотя это очень традиционная отрасль производства. Хороший пример — сервис по управлению молочным производством. Это цифровой двойник с возможностью прогнозирования репродукции стада, объемов молока и заболеваний животных не на семь месяцев, как это происходит сейчас на срок беременности коров, а на один-два года и более. Сервис позволяет не только снизить расходы, связанные с поддержанием здоровья коров, затратами труда и воспроизводством, но и решать стратегические задачи бизнеса по расширению производства, открытию новых подразделений.

Основным двигателем цифровой трансформации является конкуренция. Цифровая трансформация помогает решить основные задачи бизнеса — увеличить прибыль и повысить капитализацию, а также снизить расходы. Если еще пару десятков лет назад в пятерку самых дорогих в мире компаний входила лишь одна технологическая, то сейчас их — пять из пяти. Традиционный бизнес все чаще задумывается, может ли он получить преимущества, которыми обладают игроки цифрового рынка, и стоит ли начинать этот процесс.

Чтобы принять решение, необходимо:

  • проанализировать, есть ли возможность запустить новый цифровой продукт;

  • легко ли заменить текущий продукт цифровым сервисом;

  • каков порог входа на рынок;

  • как выстроить мультиканальное взаимодействие с покупателями.

Если конкуренция очень высока, то без цифровой трансформации не обойтись.

Помощь в цифровизации российского бизнеса

Компания Microsoft сама является хорошим примером глобальной цифровой трансформации. Корпорация сегодня — это не только Windows, Office и игровая платформа Xbox. За последние годы Microsoft значительно трансформировала свой бизнес, создав глобальную облачную платформу Microsoft Azure и дополнив продуктовую модель бизнеса ассортиментом постоянно развивающихся облачных сервисов Microsoft 365 и Dynamics 365. Новая стратегия позволила Microsoft создать открытую и надежную платформу, которая предоставляет для цифровой трансформации необходимые инструменты «интеллектуального облака» и «интеллектуальных устройств». Трансформировавшись сами, мы хотим и можем помогать меняться и другим компаниям.

Одно из ключевых, основополагающих направлений нашего бизнеса в России и в мире — это облачная платформа Microsoft Azure как основа для цифровой трансформации бизнеса наших заказчиков. 95% компаний из рейтинга крупнейших мировых компаний Fortune 500 используют Azure.

Вычислительные облака полезны для любых организаций, а в сложные времена — особенно. Во-первых, они могут выдержать пиковую нагрузку, в разы превосходящую то, что мы имеем в обычных условиях. Многие важные организации могут перейти в облака в считанные дни. Например, этой весной образование в Европе стало онлайновым буквально за неделю. Трудный опыт. Но десять лет назад на это ушло бы больше года.

Microsoft также имеет разработки в области ИИ. На данный момент мы занимаем лидирующую позицию в мире по числу патентов в области искусственного интеллекта и владеем 20% всех мировых патентов в этой области.

Мы заключили ряд партнерств, в ходе которых будем помогать заказчикам трансформироваться. Например, мы подписали соглашение с сетью «Магнит». Стратегическое сотрудничество предполагает цифровизацию розничной сети с использованием ИИ для создания новых персонализированных клиентских предложений, построение быстрой коммуникации между подразделениями и оптимизацию бизнес-процессов.

Мы видим большой интерес к решениям по цифровой трансформации со стороны ретейла, финансовой индустрии, промышленного сектора и других отраслей экономики.

Мы работаем с клиентами, чтобы совместно создавать технологии, которые делают их успешными и конкурентоспособными. Совместно со Сбербанком мы запустили программу совместных исследований в области ИИ и робототехники. В результате проекта будет усовершенствована система управления робототехническим комплексом, созданным для увеличения производительности труда в процессе пересчета монет. Она призвана облегчить труд и обеспечить безопасность оператора кассово-инкассаторского центра при разгрузке мешков с монетами с передвижной тележки, что приведет к повышению эффективности работы банка.

То есть с одной стороны, мы помогаем заказчикам проходить цифровую трансформацию, предоставляя им новейшие инструменты из облака Microsoft, а также наши компетенции и экспертизу, а с другой — мы поддерживаем наших партнеров, стимулируя создание решений, которые помогут российскому бизнесу цифровизироваться. Такой мы видим нашу роль в трансформации российских компаний.

Как мы трансформировали сознание сотрудников

Изменение культуры компании и цифровизация команды играет огромную роль в успешности всего процесса трансформации бизнеса. Нам удалось изменить культуру в компании. В ее основе лежит ставка на рост и развитие (growth mindset). Мы отталкиваемся от идеи, что совершенству человека нет предела, что потенциал не предопределен и его нужно стимулировать и развивать, и это может каждый. Задача лидера в том, чтобы помочь каждому сотруднику проявить свои лучшие качества, так чтобы любой находил в своей работе глубокий смысл и вкладывал в нее максимум своих способностей. Мы должны быть неугомонными, любопытными и постоянно чему-то учиться.

За какими технологиями будущее

Как я уже сказал, первичны не технологии, а переосмысленная бизнес модель, соотнесенная с бизнес-стратегией. Только тогда технологии будут служить той платформой, которая позволит реализовать задуманные изменения.

Мы видим большой интерес наших заказчиков и партнеров к таким технологиям, как искусственный интеллект, интернет вещей, облачные технологии, блокчейн. Именно они, на наш взгляд, открывают действительно новые возможности для цифровизации бизнеса и экономики в целом.

Большинство заказчиков, как в мире, так и в России, для решения своих задач предпочитают использовать облако не одного, а нескольких производителей. Это могут быть публичные облака, облака локальных сервис-провайдеров и частные облака. Рост потребности в гибридных и мультиоблачных средах — это основная тенденция развития направления, как в мире, таки в России.

Приоритетным направлением разработки Microsoft Azure всегда было обеспечение гибридных возможностей. Два года назад мы представили решение Azure Stack, позволяющее работать с облачными сервисами в локальной инфраструктуре. Недавно мы создали сервис Azure Arc. Он предоставляет возможность управления наиболее востребованными сервисами Azure — виртуальными машинами, сервисами обработки данных и контейнерами в любой инфраструктуре, включая облака от разных производителей, таких как Amazon и Google, локальные серверы и устройства граничных вычислений. Для самых критических обстоятельств, например, районов природных катастроф, мы предоставляем тактические облачные центры Azure Stack Edge, которые можно разместить в автомобиле или положить в рюкзак. В них могут быть запущены многие обычные облачные сервисы. Например, такое устройство может использовать наши когнитивные сервисы для поиска с помощью дронов людей под завалами или в условиях наводнения.

Как людям мирно сосуществовать с машинами

Исследование IDC показало: в компаниях Центральной и Восточной Европы, внедряющих облачные технологии, потребность в специалистах, обладающих ИТ-квалификацией, на 35% выше по сравнению с остальными компаниями. И в результате бизнес уже сталкивается с дефицитом опытных кадров: только 3,5% сотрудников в этих странах сегодня полностью соответствуют требованиям к ИТ-квалификации. Если не принять меры, то существующий разрыв между спросом и предложением будет только увеличиваться.

Цифровая трансформация способствует увеличению спроса на высококвалифицированных сотрудников, поэтому мы в Microsoft видим своей задачей помочь в подготовке этих кадров. Так, например, в прошлом году мы запустили магистерские программы в российских ВУЗах по самым перспективным направлениям (ИИ, машинное обучение).

Позиция Microsoft, озвученная Сатьей Наделлой, состоит в том, что люди и машины будут работать сообща, чтобы решать глобальные проблемы человечества, такие как болезни, бедность и безграмотность. Мы инвестируем огромное количество времени и ресурсов, чтобы обеспечить ответственное использование ИИ как внутри компании, так и в рамках рыночной экосистемы. В рамках этого направления я бы хотел упомянуть несколько структур:

  • Внутренний комитет Microsoft по этике (AETHER) — группа, состоящая из специалистов разных ролей и разных департаментов, которые изучают этические и социальные аспекты применения технологии с целью принимать ответственные и взвешенные решения.
  • «Partnership on AI», в который входит Microsoft, — альянс крупнейших технологических компаний, исследовательских институтов и НКО для изучения вопросов разработки и ответственного использования ИИ, который насчитывает более 90 партнеров из 13 стран.

Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Цифровая трансформация Облачные технологии Внедрение инноваций Искусственный интеллект Блокчейн Робототехника Интернет вещей Microsoft
Главное