Онлайн-конференция: Ответственный бизнес в решении глобальных задач
Бизнес стремится к устойчивому развитию внутри компании и ответственному отношению к окружающей среде — этот тренд усиливается по всему миру. В России еще не сформированы системные решения в этой сфере, бизнес совершает разрозненные попытки приблизиться к такой модели развития.
При этом бизнес наравне с государством и жителями является важным драйвером глобальных изменений. Достижение устойчивого развития общества и страны в целом невозможно без целостных бизнес-стратегий. Бизнес становится ориентиром устойчивого развития и позитивных изменений в области защиты окружающей среды, вовлеченности сотрудников, социальных инвестиций в местные сообщества, здоровья потребителей. В этом направлении хорошим ориентиром могут стать лучшие мировые практики и стандарты.
«Существует два вида бизнеса. Первый — для зарабатывания денег, второй — для решения глобальных проблем. От того, что мы сделаем с этим знанием, зависит наша жизнь», — Мухаммад Юнус, нобелевский лауреат.
Модератор: Андрей Шаронов, МШУ Сколково, Президент
Таймлайн выступлений:
2:16 — Ян Дюннинг, Президент и генеральный директор «Магнит»
27:07 — Вай Чань-Чань, Управляющий директор Consumer Goods Forum
40:07 — Сотириос Маринидис, CEO по России и странам СНГ Procter&Gamble
52:44 — Александр Ивлев, Управляющий партнер Ernst&Young
56:18 — Рашид Хайров, Генеральный директор группы компаний «Дамате»
Ян Дюннинг, Президент, генеральный директор «Магнит»
Люди становятся все более сознательными в отношении окружающей среды, смотрят в будущее. Мы как компания должны воспринимать это всерьез. Мы всегда вели свой бизнес ответственно по отношению к окружающей среде и социуму в целом. Но в прошлом году мы решили поднять это на следующий уровень, структурировать под это внутренние процессы и принять на себя определенные обязательства.
«Магнит» — крупнейшая по числу магазинов розничная компания в российском секторе продовольственной розницы. Мы сформулировали стратегию в области устойчивого развития, опираясь на 17 глобальных целей ООН. Осознанность наших покупателей в России немного отстает от мирового уровня, но за последние несколько лет она значительно выросла. Это глобальный тренд — он идет активнее в крупных городах, но изменения происходят и в регионах.
Мы решили построить нашу стратегию устойчивого развития «сверху вниз». Мы определили цели, обозначили пять приоритетов развития и приняли на себя обязательства по каждому из этих фокусов.
К 2025 году мы планируем:
- стать лидером по снижению воздействия на окружающую среду
- улучшить качество жизни россиян
- стать лучшим работодателем отрасли
- быть 100% ответственными в отношении закупок
- иметь передовую систему корпоративного управления
Мы хотим снизить выбросы CO2, уменьшить объем пищевых отходов, улучшить производственный процесс, внедрить энерго- и водосберегающие технологии.
К 2025 году:
- 50% упаковки для собственных торговых марок должно быть перерабатываемой или компостируемой
- 100% перерабатываемого пластика, используемого в собственных операциях, должны направляться на переработку
- на 50% должен быть сокращен объем пищевых отходов
- на 30% — снижение выбросов парниковых газов
- на 25% — сокращение потребления энергии и воды
Пример: Выбросы CO2 при производстве можно использовать для выращивания растений — таким образом производительность парников возрастает. Это технология позволяет снижать негативное воздействие компании, эквивалентное сохраненному лесу площадью 420 футбольных полей.
Ответственное отношение к закупкам и поставщикам — это «зеленый» производственный процесс у поставщиков, партнерство с местными производителями, качество и экологичность продукции.
К 2025 году планируем:
- На 100% ответственную цепочку поставок для социально значимых товаров
- На 100% ответственное собственное производство
- Увеличение доли «зеленой» упаковки
Сотрудники компании — сердце бизнеса. Сейчас это более 300 тыс. человек. Во время текущего кризиса они показали свой героизм — они ходили на работу, чтобы обслуживать покупателей, несмотря на риск заражения.
К 2025 году мы хотим достичь следующих показателей:
- 70% наших сотрудников удовлетворены работой
- До 40% снизить текучесть сотрудников
Мы хотим быть не просто магазином «у дома», а частью местного сообщества. И чтобы наши потребители понимали это. Мы активно занимаемся благотворительностью. Например, во время COVID-19 волонтеры «Магнита» помогали жителям из группы повышенного риска, вынужденных находиться в режиме самоизоляции.
К 2025 году планируем:
- 10% сотрудников вовлечь в волонтерские программы
- Во всех регионах России запустить программы по развитию местных сообществ
Здоровье и благополучие людей — тоже важный тренд для нас.
К 2025 году мы хотим:
- Намного активнее информировать покупателей о здоровом питании и образе жизни
- Сфокусировать собственное производство на выпуске здоровых продуктов питания
- Увеличить доступность здоровых продуктов на своих полках
В одиночку невозможно достичь этих целей, поэтому мы предлагаем всем нашим стейкхолдерам принять участие в этой работе.
Вай Чань-Чань, Управляющий директор Consumer Goods Forum
Ассоциация ретейлеров и производителей потребительских товаров (Consumer Goods Forum) представляет интересы производителей и потребителей. Наша цель — создавать большее доверие потребителей к брендам.
ESG-программы (окружающая среда, социальное развитие и корпоративное управление) важны для компаний по всему миру. И большинство потребителей начинают обращать на это внимание.
«Если я хочу идти быстро, то я пойду один. Если я хочу пойти далеко — я пойду вместе». Эта африканская пословица отражает нашу фундаментальную ценность.
Многие компании нашего форума уже работают в направлении ESG вместе с потребителями. Вот некоторые направления нашей работы:
Один из ключевых вопросов для ретейлеров сегодня — это сокращение и возможность переработки пластиковой упаковки. Она должна становиться функциональной, а не быть инструментом привлечения внимания покупателей.
Треть всего продовольствия в мире уходит в отходы. Это огромная проблема. Сначала нужно понять, сколько продовольствия выбрасывается в конкретном местном сообществе, дальше эти проблемы будет проще решить. Например, продовольственные банки хранения продуктов. Если ретейлеры объединяются и поощряют поставщиков, чтобы снизить объем пищевых отходов — эффект может быть значительный.
Сокращение вырубки леса — еще одна важная задача. Каждые шесть секунд исчезает площадь леса, равная футбольному полю. Снижать темпы дефорестации компаниям проще, находясь в коалиции. Например, через закупки только у ответственных поставщиков, которые снизили использование древесины или занимаются лесопосадками.
Социальная устойчивость и проблема принудительного труда — еще один острый вопрос в некоторых странах. Покупатели имеют право знать о недобросовестных производителях.
Сотириос Маринидис, глава Procter & Gamble в Восточной Европе
Стратегия устойчивого развития компании Procter & Gamble начинается с потребителя. Согласно нашим исследованиям, 98% покупателей ожидают от производителей товаров, что они будут заботиться об окружающей среде.
В конечном счете решает потребитель — он сам выбирает те или иные продукты, которые соответствуют его ценностям.
Мы смотрим на наших поставщиков и оцениваем, насколько они внимательны к экологическим аспектам производства.
Сейчас более 60% нашей упаковки может быть переработана, и мы хотим повысить этот показатель до 100% к 2030 году.
Уже сегодня оба наших завода в России имеют статус «ноль производственных отходов на полигон». Мы их либо используем повторно, либо отправляем на переработку. К 2030 году наши заводы в России будут использовать возобновляемые источники энергии.
В 2017 году наша новая схема логистики для Сибири и Дальнего Востока позволила отказаться от части используемых грузовиков для транспортировки — это сократило выбросы CO2 на 2,3 тыс. т.
Продукция P&G для ухода за тканями позволяет эффективно стирать вещи при 30 °C, это снижает почти на 60% потребление энергии по сравнению со стиркой при 40 °C.
В 2019 году мы проводили кампанию с WWF России по восстановлению экосистемы реки Амур и сохранению лесов. Во время Часа Земли мы совместно с компанией «Магнит» информировали покупателей о проблемах окружающей среды и призывали к ответственному потреблению. Вместе с «Магнитом» мы планируем создать сеть фандоматов для приема пластика и его последующей переработки.
Александр Ивлев, Управляющий партнер Ernst&Young
Повестка Всемирного экономического форума за последние пять лет всегда включает тематику устойчивого развития. И этот тренд требует того, чтобы компании принимали на себя определенные обязательства.
Вопросы устойчивого развития уже прочно вошли в корпоративные культуры, и Россия не исключение. События 2020 года — пандемия и падение цен на нефть — только усилили эту повестку.
Инвесторы уже сейчас уделяют больше внимания ESG-факторам. 97% инвесторов проводят оценку нефинансовой информации — они хотят увидеть, что компании понимают связь между нефинансовыми показателями бизнеса и успешной реализацией стратегии.
Рашид Хайров, Генеральный директор группы компаний «Дамате»
Нам приятно осознавать, что компания «Дамате» идет в одном направлении с «Магнитом», и в настоящее время также разрабатывает программу устойчивого развития.
Многие принципы в наших стратегиях совпадают — высокое качество, безопасность и доступность продуктов для покупателей, экологичность упаковки, борьба с производственными потерями, ответственное производство и потребление.
Мы отслеживаем качество выпускаемой мясной и молочной продукции на всех этапах. Мы создали глобальный ситуационный центр для контроля всех этапов производства — от создания кормов до транспортировки готовой продукции.
Социальное развитие компании также значительно — на данный момент у нас 6 тыс. рабочих мест, мы обеспечиваем работников жильем. Есть программы благотворительности и социальные программы для сотрудников.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.