IT, 08 июн 2020, 18:30

Зачем технологическим компаниям сотрудничать с государством

Читать в полной версии
Фото: Алексей Зотов / ТАСС, Andrea Piacquadio / Pexels
Адаптироваться к новым условиям нам помогают цифровые сервисы. Некоторые из них разрабатывает государство. Однако создание массового продукта требует экспертизы, которой у государства никогда не было

Об эксперте: Виктор Яковлев, Вице-президент, руководитель Департамента цифровых технологий Газпромбанка.

Приложения для доставки продуктов, такси и каршеринг, Zoom, онлайн-банкинг, интернет-торговля — всем этим решениям сейчас досталась роль главного связующего звена между людьми и новой реальностью. На передовой оказались компании, которые способны предоставить сервисы для решения привычных потребительских задач в дистанционном формате. В первую очередь это классический бизнес, услуги которого могут быть приспособлены к модели удаленки (рестораны или ретейл), а также технологические игроки, работающие исключительно по онлайн-схеме. Яркие представители этих компаний — «Яндекс» и Mail.ru Group, которые изначально сфокусированы на онлайне, что в период карантина стало самой выигрышной стратегией. Кроме того, диверсификация их бизнеса позволяет им быстро подстраиваться под меняющиеся условия: так, с падением спроса на такси во время карантина «Яндекс» и Uber переключились на доставку еды.

Проблема инновационной культуры

Одновременно с этим свои цифровые сервисы для реагирования на эпидемию разрабатывает государство — самым обсуждаемым из них стала система пропусков для передвижения по городу. Но государственные продукты все же заметно уступают решениям частных компаний, и касается это не только тех, что связаны с коронавирусом.

За последние годы уровень государственных цифровых сервисов существенно вырос, и если сравнивать с Европой, в России он достаточно неплох. С помощью приложений мы можем оплатить штрафы, проверить дневник ребенка, подать заявку на загранпаспорт, записаться к врачу или получить ИНН. У нас есть такие качественные с точки зрения реализации продукты, как mos.ru или «Московский паркинг». Несмотря на это, государственные сервисы заметно отстают по скорости реагирования, нагрузоустойчивости, сквозным интеграциям, юзабилити и удобству интерфейса.

Кроме доработки существующих продуктов, есть необходимость и в создании новых. В частности, сейчас остро стоит вопрос появления единой платформы дистанционного образования. Причина, по которой такая система до сих пор отсутствует, понятна: разработка столь масштабного решения требует много времени и сил, а еще полгода назад никто не мог предположить, что она понадобится столь срочно. В результате у нас есть отдельные частные образовательные сервисы: такие, как »Учи.ру» или «Фоксфорд», есть инструменты, облегчающие удаленное обучение, к примеру, Google Classroom, тот же Zoom или даже соцсети. Существуют, разумеется, и государственные сервисы — «Российская электронная школа» (РЭШ) или «Открытое образование». Но ни один из них не дотягивает до уровня национальной платформы и не рассчитан на огромное количество пользователей. Кроме того, далеко не все учителя, особенно старшего поколения, знают об этих продуктах и умеют ими пользоваться. В итоге каждая школа выкручивается как может, вплоть до отправки домашних заданий с помощью обычных почтовых ящиков. При этом в России существуют успешные кейсы по созданию высокотехнологичных обучающих онлайн-платформ, мощности и экспертиза которых могли бы оказаться крайне полезны для национальной образовательной системы.

Еще один пример связан с инструментом для видеозвонков Zoom. В начале апреля стало известно об утечке с этого сервиса нескольких тысяч записей видеозвонков, которые впоследствии были выложены в YouTube и на Vimeo. Несмотря на это, в России пользователи продолжили активно пользоваться сервисом Zoom как в личных, так и в рабочих целях. Пользователи вынуждены рисковать собственной безопасностью, потому что у нас нет понятного аналога, который мог бы успешно выполнять те же функции.

Причины отставания

Что тормозит развитие государственных цифровых продуктов? Казалось бы, у правительства имеются значительные ресурсы, доступ к обширной инфраструктуре и огромному объему данных, так что ничто не должно мешать создавать качественные сервисы. Но по факту, государство не заточено под создание цифровых решений — это не его функция.

Для создания эффективных IT-продуктов необходим базовый набор элементов:

  • инновационная культура;

  • доступ к прорывным технологиям;

  • высокая толерантность к ошибкам;

  • гибкость в разработке;

  • способность менять концепцию и идею продукта буквально на середине пути;

  • фокус на потребностях пользователя.

Развитие всех этих составляющих — задача не государства, а технологических компаний, чей бизнес как раз завязан на этой деятельности. Эти компании могли бы стать плацдармом для связи своих решений с миллионами пользователей — тогда как сейчас данные государственных сервисов и частных организаций никак не связаны между собой, и страдают от этого обе стороны.

Например, «Яндекс» в апреле запустил домашнее тестирование на коронавирус. Система простая: нужно отправить онлайн-заявку, после чего к вам домой приезжают медицинские работники, берут анализ и через несколько дней присылают результат. На этом пользовательский путь завершается — хотя интеграция приложения «Яндекса» с государственными сервисами как минимум могла бы помочь отследить, соблюдает ли изоляцию человек с коронавирусом.

Приложение для социальной дистанции

Если посмотреть на мир, прецедентов таких решений, помогающих в борьбе с коронавирусом, очень много. Так, Сингапур еще на раннем этапе распространения вируса запустил приложение TraceTogether, которое подает сигнал, когда человек находится рядом с инфицированным COVID-19. Все, кто получил положительный анализ на коронавирус, должны предоставить государственной службе отслеживания доступ к приложению. Когда такой человек будет приближаться к другим людям, приложение в их телефонах оповестит их о приближении к зараженному, не раскрывая его личности и данных. Впоследствии это же приложение позволяет при необходимости выявить все цепочки контактов, чтобы провести оперативное тестирование. Во многом именно благодаря этому продукту Сингапуру удалось быстро купировать распространение вируса на своей территории.

Еще одна технология, о запуске которой в конце мая объявили Apple и Google, должна помочь правительствам сдерживать распространение коронавируса. Она представляет собой протокол, который с помощью Bluetooth-сигнала определяет, контактировал ли пользователь с зараженным человеком. На момент публикации релиза доступ к разработке уже запросили 22 страны: получив разрешение на использование протокола, они смогут создавать на его основе собственные мобильные приложения. Поскольку операционные системы Android и iOS используются на более чем 99% смартфонов в мире, участие этих компаний будет значительно эффективнее, чем усилия отдельных правительств.

Это не единственная совместная с государством инициатива Google, связанная с эпидемией коронавируса. Так, Google Cloud помогает властям наладить коммуникацию с гражданами, которые в момент эпидемии оказались за границей: в частности, в Сингапуре Google Cloud разработал для правительственного сайта чат-бота, который отвечает на самые частые вопросы пользователей. Кроме того, власти любых стран могут прибегать к помощи Google Ad Grants, чтобы распространять информацию о COVID-19.

Цифровое государство

Сотрудничество государства и технологических игроков в рамках цифровой повестки — важный шаг не только во время эпидемии, но и в целом как драйвер развития экономики страны. Практика совместной работы властей и бизнеса распространена на международном рынке уже давно, причем существуют несколько моделей их взаимодействия. В частности, технологические компании и стартапы могут выступать в роли подрядчиков для правительства, как это происходит в Сингапуре, где такая коллаборация стала одним из рычагов улучшения функционирования государства и жизни граждан. Показательный пример — инициатива Smart Nation & Digital Government Office (SNDGO), запущенная в 2017 году для преобразования государственных услуг: правительство здесь выступает в качестве заказчика, а сами продукты создаются технологическими стартапами.

Такая же система функционирует в Эстонии — одном из самых развитых в мире цифровых государств. С помощью удаленных сервисов жители этой страны могут принять участие в выборах, подписать документы, оплатить налоги, получить свидетельство о рождении и даже гражданство. Разработчиками этих решений выступают различные IT-компании. Треть из них была создана корпорацией Nortal, которая также внесла свой вклад в правительственные системы цифровых услуг США, Германии, Финляндии Швеции, Литвы, Омана — всего 60 стран.

Другая модель взаимодействия с государством связана с деятельностью таких технологических гигантов, как Google, Microsoft и IBM. Эти корпорации развивают различные b2b-продукты, к которым обращается не только бизнес, но и правительственные структуры: к примеру, услугами Google App for Government пользуются множество государственных организаций по всему миру.

В России решения технологических компаний в корпоративном и государственных секторах пока представлены слабо — и это один из факторов, тормозящих процесс цифровизации страны. Важная задача сейчас — максимально быстро перевести экономику на цифровые рельсы: именно на это нужно делать ставку государственным и бизнес-структурам во всем мире. Digital и IT-отрасли должны быть в состоянии оперативно предложить решения для реагирования на любые изменения, а государство — быть готовым внедрить эти решения. Это важно как сейчас, так и в перспективе: пандемия COVID-19 наглядно показала, что именно от скорости цифровизации будет зависеть конкурентоспособность экономик на мировой арене.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

IT Кибербезопасность Регуляторы в инновациях Инновационный бизнес Стартапы EdTech Уберизация Ретейл
Главное