Высшее образование, 25 апр 2021, 15:00

Почему ИТ-образование стоит получать в России

Читать в полной версии
Фото: CHAINFOTO24 / Shutterstock, Emily Ranquist / Pexels
ИТ-специальности сейчас — одни из самых привлекательных как при выборе первого высшего образования, так и при переквалификации. В чем преимущества российских программ перед зарубежными, рассказал Алексей Малеев

Об авторе: Алексей Малеев — проректор по международным программам и цифровым инновациям МФТИ.

ИТ-индустрия находится в фазе диссонанса: с одной стороны, она активно развивается, с другой — страдает от нехватки квалифицированных кадров. Только в России кадровый голод оценивается примерно в миллион человек. Потребность в специалистах с высокой квалификацией и опытом составляет 222 тыс. человек, по подсчетам Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ). Темпы развития цифровой индустрии настолько стремительны, что выпускники будут востребованы даже в условиях возможного сокращения рынка из-за экономического кризиса.

Спрос на услуги высок в любой точке земного шара вне зависимости от экономической, политической, и даже эпидемиологический ситуации. Более того, плата за такой труд выше среднерыночной. По данным калькулятора «Хабр Карьеры», средняя зарплата ИТ-специалиста превысила 113 тыс. руб. во второй половине 2019 года, тогда как средняя зарплата по стране, согласно Росстату, составляет 48,5 тыс. руб. за тот же период.

Куда поступать одаренным абитуриентам, чтобы стать востребованным высокооплачиваемым программистом? Делать это в России или за рубежом? Выбор зависит от многих факторов.

Форма обучения

В сфере ИТ дистанционные форматы стали реальностью еще задолго до пандемии. Первый и самый главный вопрос: для чего студенту нужно очное обучение в конкретном вузе? Решает ли это какие-то задачи, помимо самого обучения? Дипломы многих дистанционных вузов котируются на рынке труда. В мире лидером гибкого образования считается The Open University. Часть отечественных вузов предлагает дистанционные программы, где студенты должны физически присутствовать только на итоговой аттестации. Скорее всего, на фоне пандемии их станет еще больше. Уже сейчас растет количество интеграций между образовательными учреждениями и провайдерами софта для удаленного обучения. МФТИ, например, начал сотрудничать с Movavi.

Если речь идет об очном образовании, то бюджетная форма обучения доступна талантливым российским студентам и за рубежом. Во многих европейских вузах образование бесплатно, есть возможность получить различные гранты. Тем не менее, по данным ЮНЕСКО, за рубеж уезжают учиться только 1% российских студентов.

Языковой фактор

Как дистанционный, так и очный форматы не отменяют главного барьера для поступления в иностранный вуз. Как правило, абитуриент должен подтвердить навык владения языком на уровне не ниже B2. Если обучение возможно на английском языке, национальный учить не обязательно, если нет, придется потратиться еще и на подготовительный курс, а это потерянный год.

Уровень владения языком во многом определяет перспективы профессионального развития. Иностранцу с недостаточной языковой подготовкой, по крайней мере на первых курсах, вряд ли представиться возможность поучаствовать в конференции или соревнованиях. В России студент не столкнется с такой проблемой и сможет проявить себя, показать свои проекты. В этом плане показателен пример активных участников и медалистов соревнований по спортивному программированию Александра Машрабова, выпускника МФТИ, Григория Ткаченко, закончившего СПбНИУ ИТМО и Виктора Шабурова из СПбГУ, которые стали не просто квалифицированными ИТ-специалистами, но и авторами продуктов международного уровня (владелец Snapchat купил их стартап AI Factory).

Алексей Малеев (Фото: из личного архива)

Эффективность образования

На возможности студента в развитии навыков влияет не только рейтинг конкретного вуза, но наличие в стране ИТ-экосистемы — развитой соревновательной культуры, доступных открытых образовательных программ. Важно как можно раньше войти в ИТ-сообщество, начать общаться с профессионалами. Выбирая небольшой вуз за границей, нужно убедиться, что обучение не будет проходить в вакууме.

Именно развитая экосистема является одной из ключевых преимуществ российского образования по техническим специальностям. Будущие специалисты вовлекаются в нее с начальной школы. Ученики могут обучаться в образовательных кружках, посещать сборы и лагеря и показывать знания в конкурсах и олимпиадах. Довузовской ИТ-подготовкой занимаются и частные EdTech компании (например, Учи.ру).

Как «Учи.ру» зарабатывает на школьных задачках
Экономика образования 

У студентов технических специальностей есть большое преимущество перед другими сверстниками: они имеют доступ к мощному сообществу единомышленников. Помимо непосредственного вклада вузов, обучаться, делиться знаниями и черпать практический опыт они могут через соревновательные платформы, такие как Codeforces, или образовательные проекты вроде Moscow Workshops.

Еще один формат практического образования — это хакатоны, которые в последние годы проводятся в России все чаще. Участвуя в них, студенты и молодые специалисты совершенствуют навыки, находят инвесторов для собственных проектов.

Экосистема оказывает прямое влияние на качество подготовки ИТ-специалистов. Общий рейтинг Стэнфорда, например, может быть гораздо выше любого российского вуза. Но когда дело касается именно программирования, студенты с опытом учебы за рубежом отмечают, что отечественное образование сильнее. Это видно и по результатам международных соревнований. Стэнфорд занимает 20-ые строчки, а российские вузы — первые.

Бесплатные онлайн-курсы Гарварда и других университетов Лиги плюща
Экономика образования 

Адаптационные возможности

Стоит обратить внимание на то, предлагает ли вуз иностранным студентам полноценную адаптационную программу: стресс от переезда может негативно сказаться на продуктивности. Стандартных пунктов — ориентационной сессии и печатного руководства — может быть недостаточно, важна постоянная связь. Некоторые вузы уделяют этому особое внимание, но таких меньшинство. Так, университет штата Аризона общается с первокурсниками через Amazon Alexa, а технический университет Берлина создал чат-бота Alex, который отвечает на вопросы по поводу академического процесса (формирования групп, экзаменов, расписания, преподавателей и т.д.). Умные помощники не только дают быстрые ответы на важные вопросы, но и позволяют персонализировать обучение.

Возможности стажировки

Каждый студент стремится попасть на стажировку в крупную ИТ-компанию. На западе конкурентное преимущество часто получают учащиеся элитных вузов. Например, Microsoft берет студентов таких вузов, как Washington State University. В России тенденция похожая, но все же у студента из региона есть больше шансов попасть под крыло лидеров индустрии. Они могут подать заявки в Mail.ru, Ростелеком, МегаФон и другие компании. При этом, некоторые программы открыты даже для школьников, как, например, у Яндекса.

Доступность стажировки у лучших способствует сохранению талантов в стране. Конечно, кадры все равно утекают: за последние пять лет только у Тинькофф в Европу и Кремниевую долину переманили несколько десятков сотрудников. Это говорит о достойном уровне подготовки отечественных специалистов.

Открывая Америку: как подобрать языковой лагерь для детей и взрослых
Экономика образования 
ТАСС">

Три аргумента в пользу российского ИТ-образования

1. Преемственность обучения школа-вуз. В России сильная математическая школа, которая пользуется популярностью и за рубежом (например, «Русская школа математики» имеет множество офисов в США). Уровень подготовки по этой дисциплине можно оценить по результатам конкурсов. Так, наши участники в XXI веке 16 раз входили в топ-5 и 11 раз — в топ-3 на Международной олимпиаде по математике.

В основе информатики лежат те же принципы, поэтому выпускник спецшколы автоматически получает хорошие стартовые возможности в вузе. Ему не придется адаптироваться к смене образовательных подходов, как абитуриенту за рубежом. В иностранных вузах свои системы преподавания, и поступающим приходится переучивать основы базовых предметов, к тому же на иностранном языке.

2. Развитые соревновательная среда и олимпиадное движение. Состязательный формат способствует более глубокому вовлечению в предметную область. В России очень сильно олимпиадное движение на всех уровнях. Школьники и студенты со всей страны регулярно соревнуются в городских, региональных, областных и общегосударственных конкурсах, чтобы потом достойно представлять себя на международной арене. На сегодняшний день они опережают американских соперников на 20 медалей в рамках крупнейшего ИТ-состязания ICPC (33 золота с 2000 года — абсолютный мировой рекорд).

Олимпиады повышают мотивацию учиться, развивают навыки межличностного общения и командной работы, без которых невозможно построить карьеру в ИТ-отрасли. Для начинающих специалистов — это шанс попасть на стажировку или получить материальное поощрение: например, «Яндекс» учредил соответствующую стипендию для первокурсников НИУ ВШЭ.

3. Обучение у лучших практиков. Российское ИТ-образование иногда критикуют за устаревшие подходы к обучению. Было бы несправедливо отрицать, что в некоторых вузах программы не актуализированы под запросы рынка. Однако сегодня мы видим тенденцию, которая стремительно сокращает этот разрыв при активном участии ИТ-компаний, непосредственно заинтересованных в подготовке кадров. Например, в прошлом году МФТИ и Huawei запустили англоязычный курс по компьютерному зрению. Получить знания в передовой tech-индустрии можно и через корпоративные программы. Mail.Ru Group проводит открытые курсы «Технотрек» в таких областях, как нейронные сети, промышленное программирование и т.д. Еще один вариант — Школа анализа данных от «Яндекса».

Бесплатного обучения от лучших практиков страны становится все больше. Например, все участники обучающего фестиваля по спортивному программированию и искусственному интеллекту RuCode прошли курс «Быстрый старт в спортивное программирование», приняли участие в онлайн-интенсивах и сравнили свой уровень в рамках финального чемпионата. Событие приобрело не только общероссийский, но международный масштаб, охватив 58 стран.

Высшее образование EdTech Учеба за рубежом Программирование Россия
Главное