Как «Яндекс.Такси» организовал доставку безрецептурных лекарств
Бизнес-кейс «Яндекс.Такси»
Задача
Организовать услугу доставки безрецептурных лекарств на базе существующего сервиса такси.
Предпосылки и мотивация
Фармацевтическая индустрия ожидала решения о дистанционной торговле лекарствами не раньше лета 2020 года. Но из-за ситуации с коронавирусом процесс ускорился: в середине марта президент России подписал указ, разрешающий удаленную продажу и доставку безрецептурных препаратов. В «Яндекс.Такси» отмечают, что вся необходимая для этого инфраструктура есть не только в городах-миллионниках, но и в небольших населенных пунктах. А тысячи водителей и курьеров, выполняющих заказы сервисов «Яндекса», могут выйти на линию в любой момент. В свою очередь, многие аптечные сети к моменту выхода указа уже начали выстраивать новый канал дистрибуции через интернет и запустили функцию бронирования лекарственных препаратов на сайтах. По данным Data Insight, ниша онлайн-бронирования лекарств в 2019 году выросла более чем на 80% и достигла 83 млрд руб.
Решение
Подключить аптечные сети к сервису, опираясь на действующие опции и интерфейсы «Яндекс.Такси».
Реализация
На старте проекта компания проработала юридические аспекты доставки лекарств и провела переговоры с аптеками. «Большинство аптечных сетей и ассоциаций начали с нами проактивно взаимодействовать с самых первых минут разговора. Владельцы и топ-менеджеры аптечных организаций лично принимали участие в видеоконференциях с нашей командой, погружались во все технические детали, создавали рабочие группы и контролировали процесс», — рассказали в «Яндекс.Такси».
Компания договорилась с аптеками о тестировании сервиса, которое провела за свой счет, и параллельно сформировала специальные проектные команды, отвечающие за поддержку крупных интеграционных решений. Для запуска использовали в основном уже имеющиеся технические возможности. Менее года назад в приложении «Яндекс.Такси» появилась опция «Доставка», с помощью которой клиенты могут передавать посылки друг другу, например документы или цветы. Кроме того, у сервиса давно был программный интерфейс приложения (API), который корпоративные клиенты активно использовали для своих задач. «То есть самое сложное с точки зрения продукта было уже готово, и потребовалось лишь добавить некоторые опции по итогам тестирования», — отмечают в компании. В результате все процессы как со стороны «Яндекс.Такси», так и со стороны партнеров были готовы к запуску спустя двое суток после президентского указа, разрешающего дистанционную торговлю лекарствами. «Первые три недели мы работали без остановок: в будни и выходные, с раннего утра и до поздней ночи, — так как аптечные сети расположены от Калининграда до Владивостока, в разных часовых поясах», — рассказали представители компании. В настоящее время «Яндекс.Такси» продолжает внедрение сервиса и подключение новых партнеров.
Результаты
Первый тестовый заказ был отправлен через три дня после начала переговоров с аптечными сетями.
«Мы готовы закрыть все потребности аптечных сетей в доставке безрецептурных препаратов и медицинских изделий во всех регионах нашей страны. Нам эта сфера интересна, так как сейчас доставка — это самая востребованная услуга в любом городе мира».
— пресс-служба «Яндекс.Такси».
Планы на будущее
Сейчас «Яндекс.Такси» находится на разных стадиях заключения договоров с крупнейшими федеральными, региональными и локальными аптечными сетями, а также профильными ассоциациями. По подсчетам компании и согласно рыночной аналитике, потенциальные партнеры занимают чуть более 70% аптечного рынка в денежном выражении.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.