Глава Danone — о семи трендах глобального рынка продовольствия
От того, как устроен мировой продовольственный рынок, напрямую зависит устойчивое развитие планеты. Председатель совета директоров Danone Эммануэль Фабер сформулировал главные вызовы для этой отрасли
Когда вы зависите от какого-то очень ограниченного количества видов одного растения, есть очень большой риск, что, если с этим видом что-то случится или климат изменится, может погибнуть весь урожай.
Современная диета не способствует здоровью человека: сейчас в мире уже миллиард человек страдает от избыточного веса и 500 миллионов — от сахарного диабета.
Доля взрослых, страдающих ожирением (данные с 1975 до 2016 год)
Ожирение определяется по индексу массы тела (ИМТ) — вес человека в кг, деленный на квадрат его роста в метрах. Ожирением считается ИМТ больше или равный 30.
Люди используют в пищу всего несколько видов растений и животных. В США 50% выращиваемых томатов приходится всего лишь на один вид, в то время как их существует более тысячи. В Перу есть несколько тысяч видов картофеля, но 80% производства составляют только три из них, и они же идут на экспорт.
На саммите ООН в 2019 году была создана коалиция One Planet Business for Biodiversity, в которую вошли 19 крупнейших мировых компаний-производителей продовольствия. Коалицию возглавят Всемирный деловой совет по устойчивому развитию (WBCSD) и Эммануэль Фабер.
Коалиция будет действовать в трех направлениях — развитие и распространение регенеративных методов ведения сельского хозяйства для сохранения здоровья почв, стимуляция биоразнообразия культивируемых видов и рационов питания и борьба с вырубкой лесов.
В 2010 году на Конференции ООН по вопросам изменения климата (Conference of Parties, COP) в Японии были поставлены цели по сохранению многообразия видов на десять лет вперед, но ни одна из этих целей не была выполнена. В 2020 году будут поставлены новые цели до 2030 года, и важно сделать так, чтобы теперь их достигли.
Сейчас мы хотим сконцентрироваться, во-первых, на том, чтобы обеспечить биоразнообразие в сельском хозяйстве. Во-вторых, наша задача — добиться сокращения использования химикатов (удобрений и пестицидов), чтобы дать возможность природе развиваться. Наконец, третье — разнообразить сырье, которое мы используем при производстве пищевых продуктов (семян, растений, животных и так далее).Мы хотим, чтобы система квотирования углеродных выбросов распространялась на сельхозпроизводителей и перерабатывающие компании, чтобы они могли получать деньги за то, что используют экологические практики, помогающие снизить углеродные выбросы.
Сценарии изменения объема выбросов СО2 до 2100 года: без климатической политики, при текущей климатической политике, в условиях соблюдения Парижского соглашения и сохранения темпа роста глобальной температуры на 1,5 и 2 градуса Цельсия.
Что касается кисломолочных продуктов, то большинство мировых систем здравоохранения признают, что это — важная часть здоровой диеты и неотъемлемая часть рациона человека из-за потребности в аминокислотах, которые содержатся в таких продуктах. Например, казеин, который незаменим для строения организма, человек может получить в основном только из кисломолочных продуктов.
Обеспеченность людей мясом
Потребление молочных продуктов в мире растет примерно на 3% в год. В основном рост происходит за счет таких рынков, как Индия, Африка и Китай. В других частях мира потребление молочных продуктов остается стабильным. Я не думаю, что когда-нибудь растительные альтернативы вытеснят молочные продукты.
Говоря о здоровье людей и здоровье планеты, мы понимаем, что необходимо сокращать использование животных и продуктов животного происхождения, в частности мяса. В мире это движение уже довольно сильное, и есть страны, где до 40% потребителей хотят видеть в своем рационе продукты не только на молочной, но и на растительной основе. Будучи лидером по производству свежих молочных продуктов, мы знаем все о том, как делать ферментированные продукты, и приняли решение расширить свой бизнес, применив эти знания в производстве альтернативы молочным продуктам. Три года назад мы сделали большое приобретение — купили компанию White Wave за $12 млрд, которая позволила нам стать лидером и на рынке растительных продуктов.Выбор молодежи сейчас связан больше с заботой об экологии. У поколения 25–35 лет это забота и о своем здоровье, и о планете. Люди более старшего возраста заботятся в первую очередь о своем здоровье, потому что в предыдущие годы мясо занимало очень большое место в их рационе. Сейчас они видят, что им необходимо диверсифицировать свою диету и включать туда больше растительной пищи.
У нашей компании сформулировано девять целей устойчивого развития, относящихся к бизнесу и социальной повестке и связанных с целями устойчивого развития ООН. Мы прежде всего хотим разнообразить диету наших потребителей, чтобы люди лучше питались и были более здоровыми. Для этого мы будем менять наши продукты, уменьшать в них количество сахара и жира, предлагать растительные альтернативы, уделять внимание образованию, чтобы люди лучше ориентировались в том, что они потребляют, и могли составить правильную диету.А люди должны стремиться потреблять те продукты, которые растут в их местности. Я уверен, что чем дальше, тем больше вся наша деятельность будет локализована в тех странах, где мы работаем.
Мы пришли в Россию в 1992 году и пережили в этой стране много политических, и экономических и кризисов, и циклов. Но, несмотря ни на что, Россия входит в пятерку крупнейших рынков для Danone. Это говорит о том, что мы здесь надолго и что мы воспринимаем эту страну как стратегический рынок, где мы должны развиваться. Мы вложили в наш бизнес в России около $2,5 млрд, а наш молочный бизнес здесь на 100% локализован. При этом мы не только локализовали свой бизнес, но также привели за собой большое количество поставщиков, которые для нас тоже локализовали здесь свое производство. Это касается производства ингредиентов, упаковки и так далее.Еще один важный вопрос — улучшение качества жизни в России. Я говорил о том, что следует более внимательно отнестись к вопросам медицинского питания, которое используется как часть терапии, особенно после лечения онкологических заболеваний, химиотерапии, после сердечных приступов. В госпиталях во время лечения его предоставляют пациентам бесплатно, но, как только человек покидает больницу, он вынужден это питание покупать сам. Как нам кажется, государству гораздо выгоднее предоставлять такое питание бесплатно, чтобы человек не так много времени проводил в больнице. Но государством это не субсидируется.
Подобный проект позволяет сэкономить деньги. По нашим расчетам, если подобная помощь для пациентов на дому будет одобрена в национальном масштабе, то выгода для бюджета составит порядка 10 млрд руб., то есть здесь вопрос идет не о затратах, а, наоборот, об экономии средств, потому что иначе эти деньги пришлось бы потратить на госпитализацию больных.
Эммануэль Фабер в 1997 году начал работать в Danone в должности начальника финансового департамента и стратегий. В 2005 году стал вице-президентом Danone в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С 2008 года Фабер отвечал за основные корпоративные функции Danone в должности заместителя гендиректора. В 2011 назначен заместителем председателя совета директоров компании. С 1 декабря 2017 года Фабер стал президентом и председателем совета директоров Danone.
Интервью с Эммануэлем Фабером читайте на РБК Pro.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.