Линор Горалик: что ждет сферу культуры после карантина и «оргии онлайна»?
Подготовка к будущему вполне может быть «повседневным» занятием: вопросами о том, каким это будущее может оказаться, задается в своем канале «Вирусное будущее» поэтесса, писатель, теоретик моды и маркетолог Линор Горалик. Это в том числе опыт осмысления реальности и пример того, как об этой реальности можно писать. Собрали подборку вопросов о нашем культурном пост-вирусном будущем
🏛 Ждет ли нас «золотой культурный сезон»?
Из-за огромного количества отложенных презентаций, премьер, запусков и церемоний (а в случае театра, кино и определенного рода музыки — еще и съемок и репетиций) не исключено, что нас ждет «золотой культурный сезон» (который в реальности продлится от двух условно понимаемых «сезонов» до года).
Главной его проблемой будет страшная борьба за внимание трех категорий целевой аудитории: медиа (в том числе инфлюэнсеры), селебрити-участники мероприятий, и, собственно, зрители. Борьба будет совершенно прямой: будет не хватать календаря, ключевые события огромного масштаба будут происходить в один день, причем перенос событий в онлайн будет, возможно, полностью исключен: от слова «онлайн» всех начинает тошнит прямо сейчас.
Что это будет значить, на мой взгляд, — и что будет необходимо в этой ситуации, если вы причастны к «производству культуры»: у нас впереди рывок креативных решений по проведению мероприятий, — и с точки зрения «как» (чтобы перехватить внимание), и с точки зрения «где и когда» (вывоз в гостиницы в Сочи или на Ривьеру, премьеры в полночь или в 10 утра, премьеры для десяти человек, — и так далее). Особенно жесткой будет ситуация в свете того, что с бюджетами все окажется устроено вполне понятным образом.
Что может оказаться востребованным (и начинать работать над этим, может быть, имеет смысл уже сейчас): разработка и продюсирование этих историй.
Если, конечно, этот самый «золотой сезон» нас действительно ждет.
🎆 Ждет ли нас усталость от «оргии онлайна» — и к чему это приведет?
В эти недели вывод онлайн всего подряд, кажется, привел как минимум к двум результатам:
- Сначала — к восторгу перед новым культурным расписанием (и даже к FOMOC — Fear Of Missing Out on Covid) и страстной вовлеченности в цифровые активности.
- Потом — к усталости от этого потока и обесцениванию этих самых онлайновых культурных мероприятий.
Ситуация с «оргией онлайна» замечательно отличается от, например, обычной культурной программы Москвы или Нью-Йорка в высокий сезон. Во-первых, там потенциальный зритель и не может попасть «на все и сразу». Во-вторых, у обычной культурной программы нет нынешнего напряженного привкуса «все лучшее сразу, и ты должен на все успеть».
В результате уже сейчас организаторы онлайн-мероприятий начинают говорить о низкой посещаемости, и видится вероятным, что окончательных результатов происходящего в пост-коронавирусном мире (при всей сложности этого термина, — о нем вообще надо говорить отдельно) будет как минимум три:
1. Ценность «простых» онлайновых мероприятий не вырастет («потому что все убедились, что это так легко и удобно»), а резко упадет.
2. Ценность оффлайновой культурной программы резко увеличится, — и потому, что по ней изголодаются, и потому, что онлайн утомит. И именно потому, что «онлайн — это слишком легко» (не говоря уже о совершенно разном переживании этих двух видов культуры).
3. Появится логика «Давайте уже после вируса», — вместо перенесения всего подряд в онлайн, как это делалось в первые недели карантина, проекты и бренды начнут откладывать то, что можно отложить, на потом, чтобы повысить ценность мероприятия и связанного с ним переживания.
Но, конечно, все может оказаться совсем иначе, — особенно если учесть всю сложность понятия «пост-коронавирусный», о котором говорилось выше.
👨💻 Станет ли «онлайн» полноценной составляющей программы культурных площадок и проектов даже после карантина?
Возникает впечатление (лично у меня), что одним из главных культурных результатов карантинного периода станет то, что онлайн-события сумели зарекомендовать себя как определенно успешные, — и с контентной, и с коммерческой точки зрения (я знаю примеры очень эффективной продажи билетов через TimePad, например, — и по мере привыкания ЦА к этому формату можно предположить, что продажи будут только расти).
Создается впечатление, что если от «оргии онлайна», — то есть от хаотического ощущения, что в онлайн лихорадочно переносится все и сразу и что культурный человек должен успеть все, непременно потребляя по десять очень разнокачественных программ в день, — может возникнуть определенная усталость, то у хорошо построенных онлайновых программ большое будущее.
Речь не об «онлайне как трансляции нашего офлайна», но «онлайне как совершенно самостоятельной части контентной программы»: можно представить себе ситуацию, когда площадка (театр, музей, культурный центр, любая культурная инициатива) постепенно приходит к тому, что ведет две программы: онлайновую и офлановую («А это Вика, наш директор онлайн-ивентов»).
Главным принципом тут становится принцип финансово-географической доступности: в онлайн можно позвать далеко сидящих знаменитостей за малую долю цены — и в то же время онлайн за билет могут заплатить люди из любой точки земного шара. Это модель вебинара, вышедшая за пределы вебинара, — и она не просто работает, но может отлично пополнять казну самых разных площадок и проектов, — в том числе тех проектов, у которых нет площадок.
Самой важной здесь окажется способность каждого проекта и каждой культурной институции придумывать уникальную онлайн-программу. До сих пор «мы делаем это у нас в музее» четко отделяло мероприятие в этом музее от всех других мероприятий; но если кто угодно может устроить творческую встречу с поэтом А. онлайн — почему это встреча именно нашего музея?
Здесь придется учиться привязывать мероприятия к особенностям тематики, наполнения площадок и так далее, — и это может дать два очень интересных побочных эффекта:
1. Самим площадкам придется куда четче формулировать, чем они отличаются от остальных, — для себя и для окружающих;
2. Выступающим придется проводить разные выступления для разных площадок (уже сейчас видно, что с онлайном просто почитать стихи в поддержку трех площадок невозможно, — надо что-то выдумывать).
И если все пойдет так, то в разных афишных изданиях появится раздел «Онлайн», а в тех, в которых он есть, там перестанут быть только трансляции офлайна. И это даст нам какой-то принципиально новый уровень внегеографической связности культуры в предельной ситуации.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.