В «зеленом» тренде: как Tablogix наладил систему сбора отходов на складах
Из 17 целей устойчивого развития, принятых ООН, ответственное потребление и производство оказалось наиболее актуальным для российского бизнеса: 16% работающих здесь компаний отдали предпочтение этой цели. Согласно опросу* бизнес-сообщества, опубликованному осенью 2019 года, самые приверженные принципам устойчивого развития — компании сектора потребительских товаров, нефтегазовой отрасли, а также игроки телеком- и ИТ-рынка. Ответственное ведение бизнеса положительно влияет на эффективность деятельности компании благодаря готовности потребителя платить за более экологичные товары и услуги.
РБК спросил у игроков разных секторов экономики, что их мотивирует вести более ответственный бизнес и как они вовлекают в этот процесс потребителей.
*Опрос «Барометр устойчивой трансформации бизнеса» провели КПМГ и Effie Russia.
Бизнес-кейс Tablogix
Задача
Запустить систему по сбору отходов упаковки, металла от стеллажных конструкций, макулатуры, отработанных аккумуляторных батарей от складской техники.
Предпосылки и мотивация
Запуск проекта Go Green связан с желанием поддержать усилия международных клиентов построить устойчивые цепочки поставок. Для компании было важно снизить влияние на окружающую среду и в тоже время получить экономическую выгоду от реализации проекта.
Анна Попова, куратор экологического проекта компании Tablogix:
«Многие ученые связывают эпидемию Covid-19 c разрушительным влиянием человека на естественную среду обитания животных, неконтролируемой охотой и торговлей дикими животными. Крайне важно именно сейчас привлечь внимание к экологическим проблемам, чтобы каждый из нас вносил вклад в сохранение дикой природы и ответственно относился к потреблению природных ресурсов».
Большая часть складов Tablogix задействована под хранение и обработку автомобильных запасных частей и аксессуаров. Среди отходов лидирует упаковка из деревянной обрешетки, картона и воздушно-пузырчатой пленки. Упаковка — серьезный экологический вызов. На ее производство тратят значительные природные ресурсы: древесину, металл, нефть. Часть этих ресурсов идет в переработку, а другая часть оказывается на свалке.
Подготовка и первые шаги
В 2019 году компания приступила к реализации нового для российского логистического рынка проекта Go Green. В этом проекте Tablogix ориентировалась на немецкий опыт, принесенный директором по развитию операций Альфредом Эклем.
Главная задача проекта Go Green — снизить количество отходов на складах, задействуя апсайклинг (изготовление полезных предметов из отходов) и продажу вторсырья. Были прописаны инструкции обращения с отходами на складах, план мероприятий по снижению отходов, программы экологического контроля. После чего компания приступила к внедрению собственной системы работы с отходами (waste management system).
«Мы хотели внести свой вклад в построение циклической экономики в нашей стране и улучшить экологические показатели компании. Для этого потребовалось пересмотреть все производственные процессы на складах, связанные с использованием материалов.» — рассказала Анна Попова.
Реализация
Проект Go Green состоит из нескольких этапов:
- Расстановка ящиков для сбора отходов с маркировкой по их типам и определение специальных зон на складах для накопления отходов.
- После накопления необходимого объема сортированные отходы транспортной компанией отправляются на мусороперерабатывающие предприятия.
- Часть отходов, которые нельзя продать на переработку, бесплатно вывозит отдельная компания и повторно использует их в своем производстве.
- Отдельно Tablogix собирает использованные батарейки и макулатуру.
- Информационное сопровождение проекта — яркие стенды по ответственному потреблению. Это помогло вовлечь в проект больше сотрудников компании.
- Апсайклинг — компания Tablogix придумала, как сделать полезные вещи из деревянных отходов: информационные стенды, дополнительные конструкции для хранения товаров, мебель для зон приемки и отгрузки, зону для отдыха сотрудников.
- Компания предлагает безвозмездную услугу по хранению и управлению тарой для клиентов, которые перешли на многоразовую оборотную пластиковую тару, вместо деревянной. Ценная дорогая тара отправляется обратно на производство в Европу.
Затраты
Бюджет на внедрение проекта Go Green на складе 30—50 тыс. кв. м составляет 30 тыс. руб. Это покупка контейнеров для батареек, ящиков для макулатуры, подарков для тематических конкурсов, краски для мебели, печать плакатов. А также покупка инструментов для апсайклинга на те склады, где их нет.
Результаты
За первый год проекта Go Green компания реализовала отходов на сумму около 1 млн руб.
Рыночная стоимость отходов, которые реализует Tablogix:
- 1 т картона — 5 тыс. руб.
- 1 т металлолома — 3,5 тыс. руб.
- 1 т макулатуры — 6 тыс. руб.
- 300 кг пленки — 2,4 тыс. руб.
- 1 кг аккумуляторной батареи — 47 руб.
- 1 т пластика — 1—10 тыс. руб. (в зависимости от вида).
За счет апсайклинга и качественной сортировки в Tablogix сократили количество отходов, попадающих в мусорные контейнеры. Это также становится статьей экономии, так как за вывоз контейнеров компания должна платить. Один склад товаров широкого спроса площадью 10 тыс. кв. м может потратит около 1 млн руб. в год на вывоз мусора. Данных, на сколько снизилось количество отходов, отправляемых в контейнер до и после внедрения проекта Go Green в компании нет.
В 2020 году Tablogix запустили еще одну эко-инициативу — «Зеленый офис». Это ведение электронного документооборота, сортировка бытовых отходов на смешанные и вторсырье. Вторсырье попадает в специальный контейнер, который вывозится на мусороперерабатывающие предприятия.
«Мы также отметили 25-летие компании в «зеленом тренде». Рядом с центральным офисом компании высадили Аллею Tablogix из 25 туй. С экологической точки зрения хвойные деревьев особенно полезны для мегаполисов, они обеззараживают воздух и выделяют кислород круглый год» — отметила Анна Попова.
Планы и перспективы
Экологические проекты компании показали значимость внутренней мотивации сотрудников. В планах проводить больше конкурсов между командами складов на качества сортировки. А также назначить кураторов из числа сотрудников, которые будут отвечать за реализацию проекта. Работу локальных кураторов будет координировать менеджер подразделения Center of Excellence.
«Мы надеемся, что реализация данных мероприятий даст нам минимум 20% рост продаж сортированных отходов по итогам 2020 года. За счет продажи отходов, экономии на вывозе мусора, создании офисной мебели и складских конструкций из вторсырья выгода крупного логистического провайдера от внедрения «зеленого» проекта может составить несколько миллионов рублей в год», — считает Анна Попова.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.