Онлайн-образование, 14 апр 2020, 15:20

Как будет меняться онлайн-образование в условиях пандемии

Гендиректор «Нетологии» Максим Спиридонов — о будущем образования после нынешнего кризиса
Читать в полной версии
Гендиректор «Нетологии» рассказывает о том, что ждет образование в будущем и как образовательные платформы приспосабливаются к новым условиям

Об авторе: Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор группы компаний «Нетология-групп», одной из крупнейших EdTech-компаний России.

О новых возможностях во время карантина

Недавно мы вместе с исследовательской группой EdMarket и TalentTech провели исследование рынка онлайн-образования: в 2019 году его объем составил 38,5 млрд руб. При «докарантинных» темпах роста к 2023 году этот показатель достиг бы 60 млрд руб. То есть Edtech и до коронавируса существенно рос. А пандемия его только ускоряет. К примеру, в «Фоксфорде» — нашем проекте, ориентированном на школьников, — за первую неделю карантина зарегистрировались более миллиона новых пользователей.

Ситуация на рынке сформировала «окно возможностей» для всех цифровых сегментов экономики. Электронная коммерция, компании предлагающие услуги по оцифровке бизнеса, онлайн-видео, онлайн-игры и многие другие диджитал-услуги сейчас растут. Сфера онлайн-образования — в том числе.

Бесплатный доступ к курсам, который открыли многие онлайн-платформы — это возможность для массового пользователя, по меньшей мере, попробовать дистанционное обучение в его разных формах. Но на то, чтобы все привыкли к онлайн-формату и начали полноценно учиться, может понадобиться время.

Пока люди только делают первые шаги в этом направлении, знакомятся с программами и определяются с тем, что им точно будет интересно изучить в ближайшей перспективе.

О новом инструментарии в онлайн-образовании

Мы живем в эпоху онлайн-образования 1.0, становление которой началось около десяти лет назад. В ней небольшой набор решений, которые перешли из офлайн-среды практически без изменений. Очные лекции заменились вебинарами, а вместо письменного домашнего задания — такое же, но в электронном виде. Система LMS (learning management system — с англ. система управления обучением) также остается уже долгое время со стандартными функциями.

Но концепция использования оцифрованных инструментов постепенно уходит в прошлое. И на сегодняшний день оптимальное соединение опций онлайн- и офлайн-форматов — это смешанное обучение. Оно уже сейчас показывает рост в тех сферах образования, где важна прямая работа преподавателя и студента, социализация и живое общение. Это дает возможность учиться, лично общаясь с экспертом в группе или один на один, выполнять практические работы на тренингах и семинарах, и при этом заниматься в онлайне без потери качества и динамики образовательного процесса.

В свою очередь растущий интерес пользователей к онлайн-образованию и последующий за ним приток инвестиций в сферу станут импульсом для развития новых инструментов обучения. И на базе полученного практического опыта образовательные компании начнут внедрять такие инструменты, которые раньше не были возможны в офлайн-среде.

Это приведет к эволюции сферы и ее переходу в эпоху 2.0.

О сценариях развития образования

Образование уже сейчас перестает ограничиваться сценарием «школа-вуз». Обучение будет более дробным по форме, но длиться всю жизнь. А различные образовательные онлайн-платформы станут неплохим подспорьем для концепции lifelong learning: они подтолкнут людей к мысли о необходимости непрерывного обучения.

Что это значит? Вскоре мы уйдем от вопроса: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Одна профессия останется в прошлом. Смена карьерных траекторий будет чем-то естественным. Уже сейчас многие специалисты меняют профессию до пяти раз за жизнь. На это в том числе влияет увеличение активного возраста до 70 лет и быстро меняющиеся потребности рынка труда. Рынок уже сейчас заставляет постоянно развивать в себе практические навыки, профессии трансформируются раз в 2—3 года — будущее за более компактным и коротким образованием, ориентированным на актуальные и гибкие навыки.

Зачем что-то знать, если можно это прогуглить. Уметь — гораздо важнее.

О бизнес-образовании в период кризиса

Взрослые люди, настроенные что-то поменять в своей жизни, стремятся к апгрейду карьеры. Одни хотят просто повысить квалификацию и «прокачаться», другие настроены радикально и пробуют сменить профессию. Точно так же сейчас строят свои траектории развития и управленцы, топ-менеджеры.

С одной стороны, может показаться, что кризис сильно бьет по сегменту бизнес-образования, делает его менее востребованным из-за ухудшения экономической ситуации. Но это не так, традиционно все сегменты бизнес-образования, в том числе и MBA-программы, пользуются большим спросом именно в период кризиса на рынке.

Чем это обусловлено? Кризис на рынке всегда способствует внедрению новых стратегий и инструментов ведения бизнеса. Компаниям нужно не только держаться на плаву, но и искать способы развития в непростое для экономики время. А чтобы это развитие обеспечить, руководителям необходимо самим научиться адаптации бизнес-процессов и оптимизации их под новую среду.

Тренд на цифровизацию бизнеса, который идет уже несколько лет, но в период пандемии актуален как никогда, отражается и на бизнес-образовании. Управленцы и топ-менеджеры сегодня больше всего хотят научиться ведению digital-бизнеса: разработке бизнес-стратегии, построению работы в команде, менеджменту и управлению, продажам и маркетингу с упором на цифровизацию. Причем интерес наблюдается у представителей компаний из всех сегментов рынка, даже таких консервативных, как медицина и строительство. И бизнес-образование готово учитывать потребности бизнеса, подстраиваться под них и предлагать актуальные сегодня знания.

О мотивации

Для обучения на любых образовательных программах, и особенно на бизнес-курсах, очень важна способность к самомотивации, которая зависит от целого ряда факторов. К примеру, от того, насколько человек увлечен предметом и понимает значимость обучения. Не менее важна методология курса, его удобство.

В целом взрослые люди не всегда готовы учиться: одни считают, что это отнимает слишком много времени, другие не видят в этом смысла, так как думают, что смогут обо всём узнать на практике, работая по специальности.

В отношении мотивации у меня есть несколько лайфхаков.

1. Чтобы домашнее обучение в условиях пандемии было продуктивным, нужно договориться с собой и выделить конкретное время для занятий в течение дня. Но всё же нельзя допускать перегрузов — лучше начать с 30 минут или 1 часа, а не стараться выполнить все задания за полдня.

2. Помогают дополнительные ритуалы: можно завести календарь, буллет-журнал, повесить плакат над своим рабочим столом — вариантов много. Это поможет не откладывать учебу на потом.

3. Отдельно стоит провести «внутреннюю инвентаризацию». Лучше всего задать себе вопрос: «Чего я хочу от жизни и карьеры?», найти в предмете изучения точки соприкосновения с предыдущей экспертизой или специальностью. Тяжело выучиться на художника, если никогда не держал кисточки в руках. Но экономист может стать программистом, так как у него развито системное мышление. Самое главное здесь — искреннее желание и любопытство, а лучше и то, и другое.

4. Не менее важен выбор провайдеров/источников обучения. Основные критерии выбора — отзывы в интернете и личные ощущения. Хорошие образовательные программы ориентированы на мобильность, компактность, кроссплатформенность.

5. Короткие итерации работают лучше всего. Идеальный вариант — когда человек смотрит лекцию в метро за пять минут, а потом проходит тестирование или выполняет интерактивное задание. Так можно погрузиться в предмет постепенно, но при этом не потерять в качестве.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Онлайн-образование EdTech Бизнес-образование Цифровая трансформация Самообразование Саморазвитие
Главное