Что меняет мусорная реформа
В 2019 году начались серьезные изменения в системе обращения с твердыми коммунальными отходами. Этот процесс называют «мусорной реформой». Формально федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (89-ФЗ) был принят в 1998 году. В него многократно вносили различные поправки. Самые значительные поправки были внесены в 2014 году. Их целью стало сокращение полигонного захоронения и увеличение объема переработки отходов во вторсырье. Фактически это означает ликвидацию незаконных свалок и переход к прозрачной системе обращения с отходами.
Ожидаемые результаты этой реформы были прописаны в нацпроекте «Экология», который был создан после «майских» указов президента 2018 года. Там появилась цифра 36% утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) к 2024 году. Сейчас перерабатывается всего 3% ТКО в среднем по стране, 97% идет на полигон.
Реформа предполагает серьезные системные изменения на разных уровнях и развитие рынка утилизации ТКО.
Ваш браузер не поддерживает вставку видео
На практике ее реализация встречает протесты и непонимание со стороны жителей и бизнеса по всей стране. Во многом это связано с несовершенством текущего законодательства. «Снижение полигонного захоронения не должно быть целью, а должно быть следствием минимизации потребления ресурсов. Мы должны снижать объем полигонного захоронения за счет превентивных мер — предотвращение образования отходов, упрощение процесса сбора, сортировки и переработки. На текущий момент главный вопрос к реформе: почему ничего не делается для уменьшения производства отходов», — говорит руководитель по взаимодействию с органами власти ассоциации «Раздельный сбор» Анна Гаркуша.
Глава «РТ-Инвеста» Андрей Шипелов о реформе
Реформа очень масштабная, она охватывает не только территорию Российской Федерации, но и международные отношения, экспортные и импортные операции.
Реформа для крупных городов
Все города-миллионники в России заслуживают отдельного внимания в реформе. В них проживает основное население, плотность образования отходов выше, больше ресторанов, магазинов, которые создают много коммерческих отходов. И возникает естественный «конфликт» между объемами ТКО граждан и объемами коммерческого сектора.
Например, Москва и Московская область с точки зрения реформы должны быть единой агломерацией, где рождается единый социум в части проживания и перемещения людей. Здесь очень развита межсубъектовая торговля и перемещение товаров. И это всё влияет на образование отходов. То же самое касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и еще ряда крупных городов-миллионников. Это, в том числе, требует дальнейшей более тонкой законодательной настройки.
Модель замкнутого цикла
Ни один перспективный элемент реформы — к ним относятся сортировочные комплексы, комплексы по переработке отходов (КПО), раздельный сбор и транспортировка, переработка в электроэнергию или во вторичные материальные ресурсы — сам по себе не работает эффективно. Эффективна только комплексная система, модель замкнутого цикла. Все элементы развиваются параллельно, но приоритет — это сокращение потребления. Такую культуру потребления нужно подращивать.
Второй элемент — это внедрение простого раздельного сбора, чтобы не вызвать отторжения. Когда говорят, что в каком-то месте 11 баков и это лучше, чем два бака (для смешанных отходов и вторсырья), как сейчас внедряется в Московской области и Москве, надо помнить, что десять лет назад еще не применялись специальные лазерные опознаватели, которые при помощи машинного обучения распознают любой сорт фракций, а дальше сепараторы позволяют их разделить. Из-за этого уже нет необходимости ставить 11 баков, достаточно двух. Они дают лишь на 2–5% меньше вторичных ресурсов.
Перспективы
Потребление надо сокращать, но все равно отходов становится больше, потому что растет качество жизни. Если количество отходов снижается, это говорит о том, что мы начинаем хуже жить, поэтому дай бог, чтобы он рос. При этом надо учитывать среднегодовой темп роста — отходы больших городов растут в среднем на 3–5%. И этот темп не снижается.
Если будет все правильно сделано, будут сознательные предприниматели, а правительство — последовательно регулировать эту отрасль, то к 2030 году порядка 40% отходов будет перерабатываться во вторичные материальные ресурсы, еще 15–20% — в электроэнергию. Оставшиеся 40% — это все равно пока полигонные захоронения. Это тот баланс, к которому мы можем стремиться.
Сегодня в среднем по стране перерабатывается лишь 3% отходов, а 97% отправляется на полигоны.
Союз трех сторон
Эту реформу нельзя будет сделать без равноправного партнерства между бизнесом, населением и властью. Здесь союз трех сторон. Это очень важно. Если случится перекос в одну из этих сторон, реформа окажется неуспешной.
Государство знает, сколько зарабатывает бизнес, и помогает ему решать проблемы. Население должно понимать, что не все зависит от бизнеса, доверие к которому в нашей стране, к сожалению, очень низкое. В социально ответственный бизнес, особенно в отрасли с отходами, верить не хотят. Но надо опираться на факты. Поэтому первое, над чем нужно работать, — это доверие.
Если посмотреть вглубь, то законный бизнес по обращению с отходами абсолютно не богатый. Да, он стабильный, но доходы здесь умеренные, кратно ниже, чем в других отраслях. Огромные затраты и финансовые нагрузки, в том числе на строительство новой инфраструктуры, которой сейчас в нашей стране нет — она только формируется.