Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности
Об авторе: Игорь Коропов, основатель и программный директор онлайн-университета Skillbox.
Внешняя мотивация: свет в конце тоннеля или тупик?
Апатия, прокрастинация, отсутствие вдохновения — мы привыкли учиться и работать, постоянно преодолевая себя. Мы прокрастинируем, выбираем сериал вместо вебинара, ненавидим понедельники и каждый раз с нетерпением ждем пятницы.
Казалось бы, в 21 веке мы получили свободу выбирать, где учиться и кем становиться.
Но почему-то многие все равно остаются заложниками старой парадигмы, которая как будто бы не оставляет выбора и вынуждает следовать предписанному пути.
В этом как раз и кроется проблема отсутствия мотивации. Мы движемся по тоннелю садик-школа-вуз-работа, в конце которого нас ждет заслуженная награда: признание, экспертность, успех, деньги и другие символы социального одобрения. Нам кажется, что мы сами строим карьеру и идем к цели.
Если все делать правильно, то нас будет ждать «свет в конце тоннеля» — заслуженный успех и долгожданный отдых. Эта система строится на постоянном надзоре, за которым следует поощрение или наказание. Дэниел Пинк, автор книги «Драйв: Что на самом деле нас мотивирует?» называет эту модель кнута и пряника «Мотивация 2.0».
В условиях относительной стабильности такая тактика срабатывала — человек выполнял предписанные обществом задачи и действительно достигал успеха. При этом он полагался только на внешнюю мотивацию, построенную на социальном одобрении.
Внутренняя мотивация: гуманизм и самопознание
Но сегодня в условиях неопределенности такая стратегия обречена на провал.
Человеку, который ждал заслуженной награды, теперь говорят, что нужно непрерывно учиться, регулярно менять профессию и постоянно осваивать новые навыки.
Осознание бесконечности пути совсем не вдохновляет. Ведь получается, что теперь нужно выполнять чужие предписания снова и снова без надежды на счастливый финал.
Как решить эту проблему? Построить новую модель, основанную на внутренней мотивации. Эксперименты с альтернативным форматом обучения начались еще в 1950-е годы, но в последнее десятилетие они стали набирать все большую популярность. В сфере школьного образования используют термин гуманистическая педагогика, а специалисты, которую обучают взрослых, говорят о создании гуманистической среды для обучения.
Что это значит? В первую очередь, разрушение традиционной траектории школа-вуз-работа-успех. Обучение — это не движение по абстрактной лестнице снизу вверх. Это непрерывный процесс, который человек выстраивает самостоятельно. В его основе лежит внутренняя мотивация, а не факторы социального одобрения.
Согласно принципам гуманистического подхода, в процессе учебы студент осваивает не конкретные дисциплины, а получает универсальные инструменты для познания мира, а заодно и самого себя. Это помогает ему самостоятельно строить траекторию обучения, а в дальнейшем и профессионального пути. В этой системе человек — это автор, а не покорный исполнитель.
Похожую концепцию описывал и Дэниел Пинк. Он отмечал, что старые приемы мотивации устарели.
На передний план выходит Мотивация 3.0 — стремление к самореализации за счет свободы выбора, развития мастерства и наличия цели, то есть понимания, зачем и почему человек предпринимает те или иные шаги.
У внутренней мотивации нет социальной нагрузки и нет абстрактной «достойной цели», к которой нужно идти любой ценой. Человек не стремится к навязанному образу светлого будущего, а сам определяет, что значит светлое будущее лично для него. Он занимает позицию автора, а не исполнителя. И его главная задача — жить так, как нравится, прилагая для этого усилия.
Многие образовательные платформы и учреждения до сих пор полагаются на систему поощрений и наказаний. Но постепенно появляется все больше проектов, которые делают упор на внутреннюю мотивацию. Это касается и школ, и онлайн-университетов, и курсов повышения квалификации. Но как построить учебный процесс, в основе которого будет лежать самопознание и саморазвитие, а не социальное одобрение?
Сила сообщества
Внутренняя мотивация — это приобретаемый метанавык. Его можно прокачать точно так же, как эмоциональный интеллект или способность к тайм-менеджменту. Но на первых этапах самому это сделать сложно. Для этого инновационные методики образования предполагают участие большой команды поддержки: тьюторов, коучей, игротехников, психологов и методистов.
Они не подталкивают и не принуждают, а бережно поддерживают человека в понимании собственной образовательной траектории. То есть учат учиться, ставить личные цели и совершенствоваться.
Такие специалисты не используют традиционную систему поощрения, которая возводит в культ только успехи и замалчивает или порицает поражения. Наоборот, они наблюдают за процессом на всех этапах и отслеживают, что получается, а что нет. В корпоративной среде по такой системе работают «бирюзовые компании». Они отказываются от традиционной иерархии и выстраивают горизонтальные связи, где нет доминирующих экспертов, которые знают «как надо».
Школы, вузы и онлайн-платформы в такой системе поощряют взаимодействие между студентами. Учащихся объединяет интерес и увлеченность, они совместно ищут инструменты для познания себя и мира комфортным и интересным способом. И на этой почве студенты становятся единомышленниками. При этом не важно, с какими преподавателями они работают и какие предметы изучают. Их объединяет не сам образовательный контент, а подход.
Чтобы иметь доступ к сообществу единомышленников, не обязательно учиться в школе или вузе. Можно быть самоучкой, но обращаться к коучам, менторам и старшим преподавателям. Они помогают людям, которые уже отказались от стандартной «тоннельной» траектории, почувствовать уверенность в своем пути, на который общество пока еще смотрит скептически.
Иными словами, команда специалистов помогает человеку не только обрести внутреннюю мотивацию, но и «легитимизирует» ее, то есть избавляет от навязанных стереотипов и вселяет веру в собственные силы.
Увлеченность процессом обучения
Почему нас так увлекают сериалы, а вебинары мы слушаем неохотно? Почему в мобильной игре мы проявляем удивительное упорство, пытаясь пройти очередной уровень, но быстро сдаемся, когда не получается запомнить английские слова или освоить новую программу?
Мозг человека пока недостаточно изучен, чтобы с точностью дать ответы на эти вопросы. Однако доказано, что людей воодушевляют быстрые и видимые результаты — за вознаграждение и подкрепление мотивации в организме человека отвечает дофамин. Отсюда стремление добиваться результата наиболее доступным способом. Процесс постепенного обретения знаний и, как следствие, растущее уважение к самому себе, благодарность за собственные труды, попадают в категорию медленных удовольствий — результат достигается постепенно, так что дофаминовый триггер срабатывает не сразу. Можно настроить систему положительного подкрепления так, чтобы «игра в долгую» тоже приносила удовлетворение.
Но есть способы превратить медленный процесс в быстрый. Как раз для этого применяют игровые механики. Можно использовать «ачивки», как в компьютерных играх, или приемы сторителлинга. Например, ролик на YouTube, в котором через рэп-баттл объясняют конфликт экономистов Джона Кейнса и Фридриха Хайека, собрал 7 млн просмотров:
На каналы блогеров, которые объясняют сложные научные концепции простым языком, подписаны десятки миллионов человек. Им удается превращать медленное удовольствие в быстрое, используя умение увлеченно рассказывать о предмете и оригинально трактовать материал.
Безопасность и доверие
Система образования десятилетиями пыталась подгонять человека под ситуацию на рынке: «Нужно быть гибким, нужно быть пробивным, нужно быть уверенным в себе». Гуманистический подход отказывается от этой насильственной практики «подгонки». Важно найти баланс между требованиями рынка и личностными характеристиками человека.
В основе нового образовательного процесса лежит понимание уникальности каждого студента, а также создание атмосферы доверия и безопасности, которая позволит ему развиваться и формировать внутреннюю мотивацию.
Студент получает поддержку и уверенность, он может задавать вопросы, делиться тревогами и сомнениями. От преподавателей и других студентов он получает понимание и поддержку, а не постоянное подталкивание и поощрение только в случае успеха.
При таком подходе каждый студент — это не только автор своей образовательной траектории, но и автор своей учебной программы. Он отдает предпочтение гранулированным форматам, которые позволяют строить учебный процесс из отдельных кусочков, как паззл. В этой системе не может быть единого учебника, которому необходимо следовать. В приоритете — цифровая образовательная среда с набором различных активностей.
Понятие целевой аудитории тоже отходит на второй план. Поскольку каждый самостоятельно формирует учебную программу, студентов нельзя объединять некой абстрактной ЦА. Пенсионер, школьник, студент, состоявшийся профессионал — деление на подобные группы в новой образовательной среде недопустимо.
В системе персонализированного образования у человека появляется свобода для самовыражения и самопознания, которая вдохновляет и воодушевляет, независимо от возраста и бэкграунда. В этих условиях ему уже не нужно слушать мотивационные речи и заставлять себя учиться — мотивацией становится благодарностью себе за приложенные усилия и радостью от того, как мы живем свою жизнь, которую сами выбираем.