Климатические изменения, 08 апр 2020, 11:18

Как пандемия коронавируса может повлиять на климат нашей планеты

Читать в полной версии
Фото: Tomohiro Ohsumi / Getty Images
COVID-19 прямо сейчас сокращает объем выбросов CO2 в атмосферу: отменяются концерты и чемпионаты, мы больше работаем из дома и меньше пользуемся транспортом. Но как повлияет пандемия на нашу среду обитания в будущем?

Природа восстанавливается без присутствия человека

Впервые за долгое время в марте 2020 года вода в каналах Венеции стала прозрачной настолько, что можно разглядеть плавающих под водой рыб. Это произошло после введения в Италии полного карантина и запрета на движение лодок по водным путям Венеции.

В это же время в социальных сетях появилось множество ложных новостей о вернувшихся в венецианское воды дельфинах и лебедях. National Geographic быстро их опровергли — фотографии с лебедями были сделаны на острове Бурано, где эти птицы жили всегда, а видео с дельфинами снято на острове Сардиния за сотни километров от Венеции.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Пустые каналы в Венеции: из-за карантина вода в них очистилась
(Видео: РБК)

Спутниковые снимки, которые фиксируют следы человеческой деятельности — выбросы выхлопных газов от автомобилей, сжигаемое на электростанциях ископаемое топливо и другие отходы производств — демонстрируют поразительное снижение уровня загрязнения в Китае и Италии и США с момента начала вспышки коронавируса.

По данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), в период с 3 февраля по 1 марта выбросы СО2 в Китае сократились как минимум на 25%, что связано с жесткими государственными мерами по борьбе с распространением вируса. Люди стали меньше пользоваться автомобилями, сократились объемы производства.

Китай является крупнейшим загрязнителем атмосферы на нашей планете. Ежегодно он производит 30% общемирового объема выбросов СО2.

По данным Министерства экологии и окружающей среды Китая, число дней с «хорошим качеством воздуха» выросло на 21,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Международная ассоциация воздушного транспорта недавно объявила о том, что глобальные авиаперевозки в январе, хотя и продолжают демонстрировать рост, показали самый низкий месячный рост с апреля 2010 года. А февральские цифры могут быть еще ниже. На самолеты приходится примерно 3% от общего объема выбросов парниковых газов в США, а к 2050 году этот показатель по прогнозам должен вырасти в три раза. Поэтому любые изменения в структуре авиаперевозок могут оказать существенное влияние на загрязнение атмосферы.

Однако экологи видят в этом не только позитивную сторону, но и проблему

Текущие изменения показателей происходят не на системном уровне, а вызваны непредвиденными и довольно печальными событиями. Сейчас вирус вступает во вторую фазу и распространяется за пределы Китая в другие страны. Это снижает глобальный спрос на нефть и грозит общим экономическим спадом. В долгосрочной перспективе это может значительно замедлить развитие отрасли «зеленых» технологий и возобновляемых источников энергии.

«Было бы ошибкой полагать, что быстро распространяющийся вирус, который уже убил тысячи человек, а миллионы посадил в карантин, значительно повлияет на изменение климата, — говорит Джеймс Темпл, редактор отдела энергетики MIT Technology Review. — В мировой истории уже были случаи уменьшения выбросов вследствии экономических кризисов, эпидемий и войн. И каждый раз показатели выбросов СО2 снова увеличивались, как только экономика приходила в норму».

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Репортаж РБК о влиянии пандемии на климат и на экономику

Джеймс Темпл перечисляет несколько возможных последствий вируса для долгосрочных действий по изменению климата:

  • Любые ограничения на рынке капитала будут влиять на финансирование производства солнечной, ветряной и других альтернативных видов энергии. Обсуждение новых проектов будет на время заморожено.
  • Снижение мировых цен на нефть будет снижать конкурентоспособность электромобилей.
  • Китай является одним из основных производителей солнечных панелей, ветровых турбин и литий-ионных аккумуляторов, которые используются для электромобилей. Китайские компании уже столкнулись с нарушением цепочек поставок, что замедлило работу над некоторыми проектами по возобновляемым источникам энергии в других странах.
  • В последние годы тема изменения климата стала приоритетной в политической повестке в мире, движущей силой стало растущее молодежное активистское движение. Но экономический спад отвлечет людей от экологических проблем, поскольку на передний план выйдут более насущные вопросы: здоровье, работа, пенсионные накопления и недвижимость.

Ведущая аналитическая компания в области «чистой» энергетики BloombergNEF уже сократила свой прогноз мирового спроса на солнечную энергию в 2020 году, так как политики и корпорации сосредоточены на краткосрочных экономических стимулах вместо долгосрочных.

Страны принимают кризисные меры для поддержания своих экономик. Например, в США на это выделено $2 трлн. В эти средства не заложено стратегическое пополнение нефтяных резервов США, но и не входит расширение налоговых льгот для проектов по возобновляемой энергетике. Поэтому экологи оценивают эти меры как сбалансированные.

Есть и другие долгосрочные прогнозы, которые могут коснуться состояния окружающей среды. Коронавирус проводит принудительный эксперимент по изменению образа жизни. Все большее число людей работает из дома и сокращает количество поездок. Это является более экологичным поведением, чем ежедневные поездки в офис. Такая тенденция может изменить отношение людей к рабочему процессу — и, как следствие, повлиять на общую картину влияния человека на окружающую среду.

Все взаимосвязано

Существует и другой взгляд на связь коронавируса и процессов изменения климата. Многие исследователи сегодня считают, что именно антропогенное вмешательство в природу является причиной распространения таких болезней, как Эбола, птичий грипп, SARS, а теперь COVID-19.

«Мы вторглись в тропические леса и другие экосистемы, где в естественной для себя среде обитают многие виды животных. Эти животные являются переносчиками неизвестных нам вирусов, — говорит Дэвид Кваммен, автор книги «Распространение: инфекции животных и следующая человеческая пандемия», в интервью для New York Times. — Мы рубим деревья, убиваем животных, продаем их на рынках. Мы разрушаем экосистемы и стряхиваем вирусы с их естественных хозяев. Тогда вирусам нужен новый носитель. И часто мы им становимся».

Патогены передаются от животных к людям. По оценке Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), три четверти новых заболеваний человека происходят от животных.

«Патогены не уважают границы видов», — говорит эколог-исследователь Томас Гиллеспи, доцент кафедры наук об окружающей среде Университета Эмори.

«Люди создают условия для распространения болезней, уменьшая естественные барьеры между людьми и животными, в которых вирус циркулирует естественным образом, — говорит Гиллеспи. — Меня нисколько не удивляет вспышка коронавируса. Большинство патогенов еще предстоит обнаружить. Мы на самой вершине айсберга».

Есть и хорошие новости. Пандемия коронавируса стала поводом для усиления запретов на отлов и продажу диких животных в Китае на государственном уровне. Меры были введены временно до проведения в конце 2020 года в Китае конференции ООН по биоразноообразию. Защитники природы предполагают, что эта конференция может повлечь фундаментальные изменения в законодательство о дикой природе, а страны-участники возьмут на себя обязательства по защите животным по аналогии с Парижским соглашением по климату 2015 года.

Материал обновляется.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Климатические изменения «Зеленая» энергетика Биоразнообразие Загрязнение Пандемия коронавируса
Главное