Виртуальная реальность, 21 ноя 2019, 09:49

Прикоснуться к истории: зачем музеям виртуальная реальность

Читать в полной версии
Фото: Stefan Wermuth / Reuters
Интерактивность для современного музея — не только интересная «фишка», но и важная составляющая имиджа, а значит, дополнительная выручка от вала посетителей. Важно лишь не заменять виртуальностью экспозицию, а дополнять

Технологии виртуальной реальности позволяют моделировать любую ситуацию и находят применение не только в промышленности, но и в сфере досуга. За счет своей иммерсивности, VR позволяет посетителям музеев и выставок взаимодействовать с экспонатами, превращая обычный поход в музей в запоминающееся приключение. Именно поэтому музеи по всему миру внедряют VR-технологии: Национальный музей Финляндии позволяет посетителям оказаться внутри старинной картины, в Галерее Тейт в Лондоне воссоздали студию художника в VR, а посетители Национального музея естественной истории в Вашингтоне и вовсе могут увидеть процесс эволюции своими глазами.

Использование новых технологий позволяет музеям увеличить число посетителей, популяризировать историю и получить больше внимания со стороны СМИ, что положительно влияет на их репутацию.

Галерея Тейт: людям нравится интерактивность

По статистике ассоциации главных туристических достопримечательностей Лондона ALVA, с 2015 по 2018 год Галерея Тейт поднялась в пятого на первое место по посещаемости в британской столице. Этот музей активно внедряет технологии, проводит интерактивные выставки и инсталляции для посетителей, используя VR и другие технологии. В то же время, более традиционные музеи, такие как Британский музей и Национальный музей истории, с каждым годом только теряют посетителей (например, в последнем за период с 2013 по 2017 год стало на 1 млн ежегодных посетителей меньше). Статистика говорит о том, что людям интереснее посещать интерактивные выставки, поэтому внедрение VR способствует привлечению посетителей.

Один из примеров внедрения VR Галереей Тейт: в 2017 году с помощью виртуальной реальности там воссоздали мастерскую художника Амедео Модильяни в рамках выставки, посвященной его творчеству. Посетители могли побывать в Париже вековой давности и увидеть место, где в свое время творил художник.

VR в Российских музеях: подводная лодка из «Титаника» в VR

Российские музеи также не обходят этот тренд стороной. В Дарвиновском музее в Москве создали виртуальный тур по пещере неандертальца, а Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина предлагает виртуальный тур по всему музею, доступный из любой точки мира.

Команда разработчиков iVariant недавно воссоздала подводную лодку «Мир» для Музея Мирового Океана в Калининграде. В свое время эта подлодка участвовала в поисках обломков Титаника, а позже была снята в одноименном фильме.

Подводная лодка «Мир» уже была частью выставки в Музее Мирового Океана. Проблема была в том, что посетителям не разрешалось заглянуть внутрь из-за консервации объекта. Задачей VR-проекта было показать гостям музея, как выглядит подлодка изнутри. При этом у разработчиков не было доступа к объекту и воссоздавать лодку пришлось по архивным фото, чертежам и общению с экспертами.

Команда iVariant не только воссоздала подлодку в VR, но и добавила в проект возможность почувствовать себя исследователем: управлять подлодкой, погружаясь на дно океана. «Сложнее всего было найти баланс между реалистичностью проекта (ведь задача музейных экспонатов передавать достоверную информацию) и удобством пользования для посетителей, — говорит Виталий Степанов, руководитель направления разработки индивидуальных решений iVariant. — Пришлось сделать некоторые упрощения, например, сократить погружение с двух-трех часов реального времени до 30 секунд. Длина всей подводной миссии не больше пяти минут, чтобы другим посетителям не пришлось долго ждать своей очереди».

Особенности VR в музеях

Преимущество VR-технологий в том, что можно взять лучшее из реальности и изменить любые параметры, чтобы подстроиться под аудиторию и цель проекта. Для музейной индустрии VR открывает больше возможностей: можно позволить людям прикоснуться к истории, но сделать это в интерактивном формате, который заинтересует посетителей.

Существует мнение, что VR — это сильная конкуренция для музеев, ведь если люди могут увидеть ту же выставку, не выходя из дома, поток посетителей уменьшится. Уже сейчас доступны целые туры в виртуальной реальности, как, например, в Институте Франклина в Филадельфии. Если музейные VR-туры станут доступны из любой географической точки, прекратят ли посетители посещать музеи? Чтобы избежать подобной проблемы, при внедрении VR-проекта в музей, важно, чтобы виртуальная реальность дополняла выставку, а не заменяла ее.

В случае с подлодкой «Мир», разработчики iVariant ориентировались не только на возраст аудитории (музей часто посещают дети), но и на контекст самой экспозиции. Сюжет проекта перекликался с тем, что посетители могли видеть на витринах. Именно так достигается наибольшее погружение в тему выставки, а гости музея получают положительные эмоции от посещения.

В целом, виртуальная реальность не только находит применение в музейной индустрии, но и позволяет музеям перейти на другой уровень, популяризируя историю, искусство, науку и привлекая новую аудиторию. Для посетителей музеев важно с легкостью погрузиться в тему выставки и узнать об экспонатах как можно больше, получить новые впечатления, что и позволяет сделать VR. С помощью виртуальных технологий посетители могут не только увидеть старинные экспонаты, но и «прожить» историю, увидеть прошлое своими глазами.
Виртуальная реальность Дополненная реальность IT Искусственный интеллект Внедрение инноваций
Главное