Университет вещей: как вузам стать технологическими центрами компетенций
Внимание ИТ и производственных компаний к университетскому и среднему специальному образованию не случайно. Преодоление кадрового дефицита — критически важная задача для любой технологической бизнес-структуры. Проблема уже вышла за рамки бизнеса и индустрии, о чем недвусмысленно говорит заинтересованность в этом вопросе государства.
Еще десять лет назад законом ФЗ-217 были внесены поправки в законодательство, позволяющие университетам использовать результаты собственной исследовательской и конструкторской работы. По сути, они заложили основу для того, чтобы образовательные учреждения монетизировали плоды труда студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников. Существуют и специальные программы, такие, как формирование центров компетенций и их государственная поддержка в формате предоставления субсидий из федерального бюджета, начавшихся в 2017 году.
Зачем университетам монетизировать свои разработки
Преимущества проведения собственных разработок на базе образовательных учреждений касаются не только прямой экономической прибыли.
Прежде всего, учебные заведения России могут стать своего рода хабами по определенным группам технологий. Это значит, что вузы, колледжи и техникумы смогут не только развивать собственные разработки, но и объединять проекты, осуществляемые совместно с ИТ-компаниями и производственными предприятиями. Один из примеров — формирование на базе образовательных учреждений ИТ-лабораторий и центров компетенций интернета вещей (Internet of things — IoT), развиваемых на региональном и федеральном уровне. Учебные заведения, получившие статус центра компетенций в сфере IoT, могут выступать участниками и организаторами соревнований по профессиональному мастерству, а том числе по международным стандартам WorldSkills (движение, целью которого является повышение стандартов профессиональной подготовки специалистов и популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований. — РБК). Это, в свою очередь, превращает учебные заведения в региональные площадки по переподготовке кадров и повышению квалификации, что дает право на обучение сотрудников промышленных предприятий и осуществление опытно-конструкторских работ — с потенциалом на получение коммерческих заказов.
Еще один результат — повышение привлекательности учебного заведения среди абитуриентов и студентов и, как следствие, улучшение одного из ключевых показателей деятельности любого вуза или колледжа. Не удивительно: образовательное учреждение становится центром компетенций по технологиям в области Индустрии 4.0, что актуально в эпоху построения цифровой экономики.
Не станем забывать и о прямой коммерческой выгоде, которую университет получит благодаря успеху проектов, создаваемых с его участием. Для вузов и техникумов важны любые возможности получения дополнительного финансирования на развитие собственной материально-технической базы, расширение фонда оплаты труда и развитие программ, предполагающих привлечение преподавателей и экспертов со стороны.
Полететь на Луну? Нет ничего невозможного
Примеров успешной монетизации собственных проектов иностранными университетами множество. Из наиболее известных можно упомянуть «Берешит», лунный модуль, который в начале 2019 года почти достиг своей цели, посадки на поверхность спутника Земли. А несколько лет назад этот проект начинался как дипломная работа студентов университета «Технион», который впоследствии сумел привлечь финансирование, как институциональное, так и корпоративное, добиться включения в государственную космическую программу Израиля и победить в специальном международном конкурсе лунных проектов.
В Германии на базе Рейнско-Вестфальского технического университета в Аахене был создан European 4.0 Transformation Center — центр, который ведет разработки программ цифровой трансформации бизнеса для многих индустриальных компаний. В Кайзерслаутерне на базе местного университета создали целую фабрику по разработке и производству элементной базы для современных технологических производств. Похожий проект, Arena 2036, развивается Университетом Штутгарта.
Такие площадки необходимы и в России, причем не только университетам, но и всему рынку в целом.
Как и зачем помогать вузам
В области технологий IoT для российского бизнеса наиболее рациональным и эффективным решением будет использование традиционных форм взаимодействия — помощь вузам техникой, программным обеспечением и компетенциями.
Между тем, компетенцию IoT можно отнести к нацпроекту «Образование» и входящего в него Федерального проекта «Молодые профессионалы». В рамках этой инициативы к 2024 году должна быть сформирована сеть из 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5 тыс. мастерских с современным оборудованием. Общий бюджет Федерального проекта составляет более 156,2 млрд руб.
Важно понимать, что оснащение исследовательской лаборатории — отнюдь не благотворительность. Это — начало инвестиционной программы, которая, с течением времени, приведет к формированию центра компетенций, вполне успешного и с коммерческой точки зрения. Поэтому взаимодействие образовательных учреждений и бизнес-сообщества лучше выстраивать сразу на долгосрочной основе.
Избежать кадрового дефицита
Обладая профильной лабораторией, образовательные учреждения становятся региональной площадкой по подготовке специалистов в области IoT. Естественно, предполагается, что с помощью таких центров можно привлечь на работу профессионалов с востребованной специальностью. Нельзя забывать и о том, что подготовка профильных кадров во многом формирует перспективный рынок.
Из всех направлений технологического развития сегодня компетенции и проекты именно в области интернета вещей становятся наиболее актуальными. Самой концепции IoT в этом году исполняется 20 лет, и за годы она превратилась из красивой теории в самостоятельную индустрию, которая стала востребованной и в социальной сфере, и в бизнесе. Интерес, который демонстрирует к IoT бизнес, делает специалистов в этой области привлекательными на рынке труда. Готовить их, и готовить массово, нужно уже сегодня. В противном случае через несколько лет все мы столкнемся с ситуацией жесткого дефицита квалифицированных кадров, такой же, как с программистами и системными архитекторами несколько лет назад в софтверной индустрии.
Так или иначе, технологический бизнес просто обречен без партнерства с центрами перспективных исследований и подготовки кадров. Вопрос в форме практического сотрудничества с образовательными учреждениями.