«Яндекс» инвестирует ₽5 млрд в образование: что делать EdTech-стартапам?
Российский ИТ-гигант «Яндекс» выходит на рынок современного образования: 11 сентября 2019 года компания объявила о намерении инвестировать в EdTech-проекты 5 млрд руб. на период до трех лет. Сумма огромная, сопоставима, например, с бюджетом города Липецк. Для самого «Яндекса» это всего 4% годового дохода. На эти деньги компания продолжит развивать свои образовательные проекты: лицей, учебник, обучение учителей и другие.
Если к этим 5 млрд руб. добавить GR-авторитет компании, рекламные мощности и опыт в образовательных инициативах, можно сказать, что 11 сентября в России родился образовательный гигант. Теперь остальным, особенно небольшим образовательным компаниям на рынке делать нечего. Так ли это?
Давайте взглянем на рынок. Оставим пока в стороне сферу базового школьного и профессионального образования, где основным владельцем является государство. На рынке же дополнительного образования по прогнозам на 2021 год порядок цифр следующий:
- 120 млрд руб. составит рынок репетиторов и тех, кто готовит к ЕГЭ и ОГЭ;
- 220 млрд руб. займет рынок образования для взрослых, включая корпоративное обучение и хобби.
Российская экономика ежегодно нуждается в 500 тыс. ИТ-специалистов, на деле же мы имеем лишь 50 тыс. «Яндекс» обещает готовить еще около 100 тыс. кадров в год. Еще 350 тыс. пойдут на курсы, например, центра «Специалист», Geekbrains, Skillbox, «Нетологии» и другие. В начале 2018 года на рынок вышел проект Сбербанка «Школа 21» — бесплатное обучение программистов. Конечно, было мнение, что инициатива Сбербанка вытеснит стартапы, специализирующиеся на обучении ИТ-специалистов. Но теперь, в 2019 году, мы смотрим на недавно вышедший в РБК рейтинг EdTech-компаний России — лидирующие места принадлежат именно этим стартапам.
Лидер этого рынка по объему выручки — Skyeng, частная образовательная компания. Другой пример: «МегаФон» запустил сервис обучения английскому языку, обладая огромной клиентской базой оператора связи, рекламным бюджетом и штатом разработчиков.
Рынок школьного образования давно знаком с проектом «Яндекс.Учебник» — это бесплатный сервис домашних заданий, удобный и ученику, и учителю. «Яндекс» планирует развивать этот проект, увеличивая число предметов и количество подключенных к нему школ. Но едва ли это сильно повлияет на репетиторство и тем более на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ.
Дело в том, что официальное образование переложило ответственность за результат на плечи родителей, которые продолжат пользоваться услугами репетиторов: как в офлайне, так и в онлайне. Поэтому финансовые показатели таких проектов, как «Фоксфорд» или Maximum Education, будут расти.
«Яндекс.Учебник» облегчает работу учителей по проверке домашнего задания — это основное его преимущество. Другой проект «Яндекса» по обучению учителей — не менее важная для педагогов инициатива. Оба продукта бесплатные, что не может не радовать пользователей, но это не означает, что они напрямую конкурируют с проектами дополнительного образования.
Так что «Яндекс» является довольно старым игроком на рынке образования. То, что компания приняла решение развивать собственные внутренние проекты в этой области, говорит о ее заинтересованности в аудитории, в самих пользователях образовательных продуктов, которые станут клиентами или сотрудниками самой корпорации.
Стоит ли EdTech-стартапам опасаться, что интернет-гигант вытеснит их с молодого рынка путем вливания средств в разработку своих собственных продуктов? Вовсе нет. Google с его мощностями по онлайн-траффику и со своими образовательными проектами не повредил Coursera, Edex и другим стартапам, выручка которых уже выросла до миллиардных показателей.
Конечно, на российском рынке есть опасение, что крупные игроки, владеющие огромными клиентскими базами, появляются со своими бюджетами и с задачей заработать на аудитории в новой отрасли — на рынке образования. Образование сейчас в моде, это маркетинговый инструмент повышения ARPU (средний доход на одного пользователя. — РБК) и привлечения новых клиентов. Но лидерство продолжают удерживать компании, чьем основным и профильным бизнесом является образование — не телеком, не финансы и не реклама, а именно образование.
Но вот чего надо бояться EdTech-стартапам, так это кадрового голода. Методологи, продюсеры, сценаристы, маркетологи и проектные менеджеры, которых трепетно выращивают стартапы, затем перетекают в компании побольше. Мы учимся сами на себе, на своих ошибках, на своей работе. И здесь основной риск — уход сотрудников с уникальной экспертизой в корпорацию. Так что нет смысла опасаться за рынок, но есть обязанность удержать сотрудников в своем EdTech-стартапе, чтобы он помог вырастить его до заветного миллиарда.