Внедрение инноваций, 24 апр 2020, 23:29

Андрей Дороничев: «Инновации появляются только в либеральном обществе»

Читать в полной версии
Фото: Павел Федоров
Директор по продуктам Google Андрей Дороничев рассказал РБК, что нужно, чтобы создать Кремниевую долину на любом клочке суши

Андрей Дороничев заработал первые деньги на портале для дистрибуции мобильного контента в начале 2000-х. Перед тем как переехать в Кремниевую долину, он несколько лет жил в Лондоне, Дублине и Праге. С 2010 года Дороничев работает в Google продуктовым менеджером. Он создал мобильный YouTube, затем отвечал за направление, которое занимается виртуальной реальностью (платформа Daydream, VR-приложения Google). Сейчас Дороничев возглавляет игровую платформу Stadia, которая позволяет запускать в Chrome современные игры.

Феномен инновационного центра связан исключительно с людьми. Существуют отрасли бизнеса, которые зависят от географии. В древности все города располагались около рек, в дальнейшем нефтедобывающие или горнодобывающие города строились рядом с месторождениями. А если посмотреть на Кремниевую долину, то она ни к какому месту не привязана. Все, что здесь есть, — это люди.

Венчурный инвестор, сооснователь и бывший глава стартап-инкубатора Y Combinator Пол Грэм написал классное эссе на эту тему. Он сказал, что если «правильных» 10 тыс. человек взять и переместить из Кремниевой долины в Буффало или в Техас, то новая Долина будет там.

Но случилось так, что «правильные» люди оказались именно здесь: на малюсеньком участке суши в 120 кв. км, который производит внутренний валовый продукт (ВВП), равный половине ВВП России. ВВП Кремниевой долины — $800 млрд, ВВП России — $1,6 трлн. ВВП Долины больше, чем ВВП всей Саудовской Аравии и всей Швейцарии.

Кремниевая долина — это всего лишь одна дорога длиной 50 км между Сан-Хосе и Сан-Франциско, по ней можно проехать за час без пробок. Как на этом клочке суши собралась огромная плотность «правильных» людей? И что это за люди?

Риск, трудоголизм, открытость

  • Для появления Кремниевой долины нужны два типа людей: богатые и нерды (от англ. nerd — ботаник, умник), то есть технари. Это первое условие.

Если две эти категории людей находятся близко друг к другу, то возникает отличная динамика. Богатые люди щедро вкладываются, потому что инвесторов много и они конкурируют между собой. Если у тебя есть идеи, то инвесторы бегают за тобой и встают в очередь. А большое число технарей и мечтателей, которые стекаются в Долину со всего мира, готовы серьезно рисковать, чтобы поменять этот мир.

Люди, которые приезжают сюда, готовы трудиться в своем гараже в течение пяти лет, выживать на пицце и кофе, чтобы потом случилось нечто, переворачивающее индустрию. Нерды изначально хотят не просто построить бизнес: они в большей степени искатели и исследователи, чем предприниматели.

  • Второе необходимое условие — толерантность к риску.

Важная особенность местной культуры в том, что, «провалив» компанию, ты не становишься изгоем. Наоборот, твоя ценность повышается. Если ты попробовал сделать компанию, у тебя не получилось и ты потом указываешь это в резюме, то и инвесторы с радостью дадут тебе деньги на новый проект, и работодатель будет заинтересован в тебе больше, чем в другом кандидате без похожего опыта. Люди с опытом провала ценнее тех, у кого его не было.

Большинство обычных людей не могут сделать шаг в неизвестность. Большинство людей не готовы делать что-то такое, что другие до них не делали. А те, кто рискнул, чтобы, к примеру, сесть на корабль и приплыть на неизвестный континент ради золотой лихорадки, способны на лидерство и на создание инновации.

Если бы Ларри Пейдж и Илон Маск работали только ради денег, то давно бы пили коктейли и курили сигары на островах. Но они любят не это, они любят создавать

  • Третье условие — свободный обмен идеями.

В Калифорнии практически невозможно через суд кого-то заставить выполнять обязательства по неконкурированию. Даже если у сотрудника есть контракт, по которому он обязуется не создавать конкурирующую фирму в ближайшие пять лет после увольнения, местный суд его игнорирует. Люди уходят из Google и идут в Facebook, потом они уходят из Facebook и идут в Snapchat: таким образом знания перетекают из компании в компанию. Сегодня ты работаешь в Apple, завтра в Google, послезавтра ты создал свой стартап, нанял двух сотрудников, а еще через год эти два человека, узнав, как все работает, делают свои стартапы.

Конечно, никто не рад, когда сотрудник уходит к конкуренту, но в Калифорнии это не воспринимается как преступление. Половина менеджмента Facebook — мои бывшие коллеги по Google.

Почему все научные статьи есть в открытом доступе? Потому что ученые из одной сферы могут создавать что-то новое на идеях других ученых. Долина максимально приближает к этому.

  • Четвертое условие — культ трудоголизма.

Я работал в четырех странах и могу сказать, что в Долине трудятся несравнимо больше, чем в Великобритании, Ирландии или России. Я обычно начинаю день в 6:30 утра, и когда я в 7 пишу письма, то мне на них сразу отвечают. Отвечают люди, которые давным-давно стали миллионерами. Ларри Пейдж и Илон Маск — миллиардеры, но урабатывают себя, как проклятые. Не потому, что вынуждены, а потому что выбрали такую жизнь. Если бы они работали только ради денег, то давно бы пили коктейли и курили сигары на островах. Но они любят не это, они любят создавать.

Из сумасшедших идей рождается норма

Долина — самая либеральная часть Америки. Терпимость к миграции — это заслуга Долины. Сюда приезжает большое число людей со всего мира с разными идеями. Серьезные инновации появляются только в либеральном обществе по той причине, что оно спокойно воспринимает в том числе и сумасшедшие идеи. Любая идея, которая сейчас является общепринятой, в какой-то момент казалась безумной. В свое время я предложил создать YouTube для мобильного телефона. Когда я рассказываю об этом, то люди отвечают мне: «Но ведь мобильный YouTube был всегда». А несколько лет назад на меня смотрели как на идиота: «Какое видео на телефоне, ты с ума сошел? На нем читать-то невозможно. Экраны маленькие, интернет медленный, все дорого».

Важность либеральных ценностей в том, что на сумасшедшие идеи смотрят терпимо. Да, у человека странные мысли, но они имеют право на жизнь. И потом из ста сумасшедших идей одна прорастает и становится сначала революционной, затем общепринятой, а после — нормой.

Кто-то скажет: «Но ведь сколько технических инноваций случилось в Советском Союзе или в Германии во времена абсолютной диктатуры и деспотизма». Согласен, однако существует два типа инноваций: технические и продуктовые.

Первый заключается в поиске новаторского решения определенной проблемы. Например, есть задача полететь в космос, и СССР справляется с ней: придумывает ракету в самых сложных условиях. В этом есть глубокая креативность — имея определенные ограничения, решить поставленную задачу. Это техническо-инженерная инновация. Но она отличается от продуктовой инновации, когда люди выдумывают новые проблемы, а потом их решают.

Американцы придумали застежку «молния». Казалось бы, ну что за проблема — одежду можно застегивать и расстегивать с помощью пуговиц. Но кто-то сначала задумался об упрощении и ускорении этого процесса, а затем нашел подход к новой задаче. Продуктовые инновации требуют наличия либерального общества, которое с пониманием относится к генерированию подобных идей.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Внедрение инноваций Научные открытия Венчурные инвестиции Agile Инновационный бизнес
Главное