Осознанное потребление, 05 июл 2019, 17:59

Семь вопросов о влиянии индустрии моды на экологию

Читать в полной версии
Фото: Gonzalo Fuentes / Reuters
Ведущие производители одежды ищут компромисс между скоростью создания продукции и рентабельностью бизнеса с одной стороны и запросом покупателей на экологичность товаров и растущими угрозами окружающей среде с другой

В индустрии моды зреет конфликт между кошельками покупателей и их сознательностью. Граждане свыклись с масс-маркетом, начиная с возникновения Zara и H&M и заканчивая такими брендами, как Boohoo, и теперь быстро и дешево обновляют свой гардероб. Но одновременно у потребителей растет желание как можно меньше вредить планете таким поведением, ведь текстильная промышленность может наносить ощутимый урон экологии. Теперь производители одежды стараются привести моду в соответствие с принципами устойчивой экономики. Действительно ли сейчас зеленый — это новый черный?

1. Что такое устойчивая мода?

Это движение, направленное на то, чтобы сделать одежду более экологичной, внося правки на этапах ее проектирования, производства, распространения и утилизации. Задача в том, чтобы уйти от принципов «быстрой моды» — скоростного производства одежды, кстати не всегда дешевой. Быстрота нужна из-за постоянно меняющихся вкусов и трендов, что приводит к одноразовому отношению к таким вещам со стороны потребителей. Есть тут также и тема бережного отношения к животным, и тема социальной ответственности индустрии. В последнем случае речь идет о борьбе с детским трудом и плохими условиями работы в развивающихся странах.

2. Как одежда вредит экологии?

Учитывая, что производство одежды в мире за последние 15 лет удвоилось, выбросы CO2 текстильной промышленностью превысили аналогичный показатель у отраслей морских перевозок и международных перелетов вместе взятых. Хлопок и полиэстер занимают 85% сырья в производстве одежды, и оба этих материала далеко не экологичны.

Например, полиэстер производят из сырой нефти, добыча которой может быть сопряжена с токсичными утечками и загрязнением воды. В основном полиэстер не может быть подвергнут биоразложению. Кроме того, ткань окрашивают химическими красителями, которые загрязняют источники подземных вод. Хлопок же как культура требует немало воды и инсектицидов. На выращивание хлопка для одной футболки нужно 2,7 тыс. л воды — столько требуется человеку на три года жизни. Конечно, некоторые фирмы используют органический хлопок, выращенный без использования пестицидов, но это лишь 1% мирового урожая, и воды такой хлопок требует не меньше.

3. Какую роль тут играют потребители?

Люди стали покупать больше одежды и хранить ее меньше. Например, в Европе среднее количество надеваний одного предмета гардероба упало с 200 раз в 2000 году до 160 раз в 2015 году. При стирке же предметы из полиэстера и нейлона выделяют крошечные волокна, загрязняющие сточные воды и в конечном итоге Мировой океан. Хотя именно спрос на дешевую одежду побудил индустрию моды развиваться таким образом, сейчас ситуация меняется. По данным опросов, в Великобритании около 50% потребителей волнует, как была произведена их одежда. Среди молодежи в возрасте до 24 лет этот показатель превышает 60%.

4. А что делают компании?

Два года назад 94 фирмы, представляющие в совокупности 12,5% рынка моды, подписали соглашение Global Fashion Agenda 2020. По нему у каждой компании есть набор индивидуальных задач, общие же цели заключаются в более эффективном использовании воды, разработке экологичных волокон и создании новых систем переработки. У некоторых брендов есть и собственные инициативы.

  • Так, Adidas пообещала к 2024 году использовать исключительно переработанный пластик.
  • H&M планирует к 2030 году целиком перейти на использование переработанных и прочих экологически чистых материалов.
  • PVH, владелец брендов Calvin Klein и Tommy Hilfiger, намеревается использовать сырье только из экологически чистых источников: для хлопка и вискозы — к 2025 году, для полиэстера — к 2030 году.
  • Urban Outfitters запустила в США сервис женской одежды напрокат.
  • Prada пообещала заменить весь нынешний нейлон более природосберегающими материалами, например синтетикой из переработанного пластика, выловленного в Мировом океане.

Кроме этого, десятилетиями выслушивая отповеди защитников животных, Prada недавно все же последовала примеру Burberryи Gucci, запретив показывать натуральный мех на подиумах.

5. Уже можно говорить, что лед тронулся?

Пока нет. Внедрение новых практик еще не компенсирует быстрого роста отрасли, которая может достигнуть 100 млн т ежегодно покупаемой обуви и одежды к 2030 году. Та же Global Fashion Agenda в редакции 2019 года отмечает, что без глубоких и системных изменений индустрия моды пока далека от выполнения задач по устойчивому развитию, поставленных ООН. А индустрия быстрой моды едва ли замедляется. Например, в Индии партнер испанской Inditex по развитию в стране сети Zara, холдинг Tata Group, строит собственную текстильную империю, обещающую потребителям «супербыструю моду» — 12 дней между подиумом и прилавком, да еще и за полцены.

6. А что с невостребованными товарами?

Считается, что каждую секунду в мире отправляется на свалку или сжигается объем текстиля, равный одному самосвалу. Лишь 1% материалов, произведенных для пошива одежды, перерабатывается во вторсырье. Даже некоторые компании, поддерживающие принципы устойчивого развития, сжигают невостребованной одежды на миллионы долларов.

Прошлой осенью Burberry пообещала остановить уничтожение таких товаров. Взамен компания стала наращивать продажи одежды собственным работникам, передавать нераспроданные товары фирмам, которые делают новые вещи из обрезков кожи, и даже жертвовать одежду малоимущим людям, чтобы те приоделись на собеседование.

Со своей стороны H&M уверяет, что уничтожает одежду, лишь если она не соответствует стандартам безопасности и непригодна ни к продаже, ни к переработке, ни к передаче на благотворительность. А если H&M и сжигает товары, то делает это лишь на одной электростанции в Швеции, которая сейчас планомерно сокращает использование ископаемого топлива.

7. А что делают власти разных стран?

В рамках своего председательства в G7 Франция (кстати, родина множества популярных брендов) сейчас возглавляет трансформацию индустрии моды в сторону большей ответственности перед экологией. Француз Франсуа-Анри Пино, гендиректор холдинга Kering, куда входят бренды Balenciaga, Brioni, Gucci и Yves Saint Laurent, координирует работу индустрии по сокращению ее воздействия на экологию.

Кроме того, в ЕС производителям придется подстраиваться под новые правила, утвержденные Европарламентом. Речь идет о том, чтобы отправлять на переработку не менее 55% муниципальных отходов к 2025 году и отправлять на свалку не более 10% отходов к 2035 году.

Правда, в июне 2019 года британские власти отклонили ряд предложений, направленных на борьбу с «одноразовой модой», например полный запрет на сжигание одежды. В США же таможенные правила непреднамеренно вынуждают компании сжигать невостребованную импортную одежду — за ее уничтожение предусмотрено возмещение уплаченных пошлин.

Наконец, по всему миру явно не хватает правил, которые сделали бы использование красителей более прозрачным процессом. Без этого оценить реальное воздействие текстильной индустрии на природу проблематично.

Осознанное потребление Органические товары Циклическая экономика Устойчивое развитие Экологическое сознание Как это устроено
Главное