Осознанное потребление, 13 июн 2019, 16:20

Как магазины приучают покупателей к ответственному потреблению

Читать в полной версии
Фото: Ирина Белоносова для РБК
Уменьшить объемы производимого мусора, особенно пластиковых отходов, эффективнее всего через развитие у граждан и бизнеса осознанного потребления. Флагманами борьбы за воспитание ответственного клиента выступает ретейл

Осознанное потребление — ключевой элемент зеленой экономики. В тренде индивидуальные потребители, которые учатся новым поведенческим моделям и в корне меняют систему взаимоотношений с окружающей средой, и бизнес, который либо изначально ориентируется на экологически продвинутую аудиторию, либо на ходу внедряет в цепочки производства и сбыта экологические элементы.

Предприниматели из первой группы, как правило, представители малого и среднего бизнеса. Крупному бизнесу тяжелее переходить на «зеленые» рельсы, но и в этом случае компании стараются приводить стратегии развития в соответствие с требованиями времени. Самый показательный пример — ретейл: розничные сети для большинства покупателей являются синонимами процесса потребления и неизбежно становятся флагманами борьбы за воспитание осознанного клиента.

Первой глобальной инициативой ретейлеров оказалось стихийное движение по сокращению объемов самых опасных для экологии бытовых отходов — пластиковых. Магазины по всему миру вот уже несколько лет сознательно отказываются от одноразовых пластиковых товаров и упаковки в пользу многоразовых альтернатив. Итоги этим практикам в совместной исследовательской работе по итогам 2018 года подвели НИУ ВШЭ и организация Greenpeace. РБК изучил отчет и выбрал самые яркие моменты.

В России единственной заметной законодательной новеллой в части обращения с пластиком остается решение комитета по культуре администрации Ленинградской области: ведомство декларировало отказ от использования одноразовых пластиковых изделий.

Другой национальный тренд — кампания с призывом к ретейлерам вывести пластиковые пакеты из обращения. Сети ответили половинной мерой — запретом бесплатных пакетов: так поступили «Ашан», «ВкусВилл», «Спар», «Азбука вкуса» и другие магазины.

Мировое потребление пластиковых пакетов превышает миллион штук в минуту — в годовом пересчете речь более чем о триллионе единиц. При этом активная фаза жизненного цикла пакета длится в среднем 12 минут, а процесс разложения пластика растягивается на сотни лет. Тем не менее до вторичной переработки в мире добирается лишь 1 пакет из 200, свидетельствуют данные проекта ConservingNow.

Среди практик иностранных ретейлеров НИУ ВШЭ и Greenpeace выделяют, например, следующие модели:

  • сокращение объема упаковки (например, через компенсацию поставщикам расходов на многоразовую альтернативу);
  • замена пластика на более дружественные окружающей среде одноразовые материалы (обычно бумагу);
  • выведение из ассортимента товаров из микропластика (сети Countdown, Morrisons и прочие);
  • раздача покупателям многоразовых сумок (например, новозеландский New World раздал 2 млн сумок 4,6 млн жителей страны);
  • поощрение экологически ответственных клиентов (например, через бонусы на карты лояльности);
  • в целом, агитация за отказ от одноразового пластика.

Самая популярная дата добровольного отказа ретейлеров от вредной упаковки — 2025-й: этот год обозначили себе как крайний срок такие гиганты, как Carrefour и Tesco, а также магазины Kroger, Waitrose, Lidl и др. — всего около десятка компаний. Сети декларируют намерение сделать всю упаковку перерабатываемой, многоразовой или компостируемой.

Многие страны мира уже ввели либо запреты, либо ограничения на производство и приобретение товаров из с трудом поддающихся переработке видов пластика — среди них и развитые государства Евросоюза, и, например, Кения. Согласно результатам глобального опроса GfK, большинство потребителей готовы к таким мерам: 66% респондентов признались, что испытывают чувство вины, когда вредят окружающей среде.

Осознанное потребление Загрязнение Устойчивое развитие Экологическое сознание Органические товары Ретейл
Главное