Как магазины приучают покупателей к ответственному потреблению
Осознанное потребление — ключевой элемент зеленой экономики. В тренде индивидуальные потребители, которые учатся новым поведенческим моделям и в корне меняют систему взаимоотношений с окружающей средой, и бизнес, который либо изначально ориентируется на экологически продвинутую аудиторию, либо на ходу внедряет в цепочки производства и сбыта экологические элементы.
Предприниматели из первой группы, как правило, представители малого и среднего бизнеса. Крупному бизнесу тяжелее переходить на «зеленые» рельсы, но и в этом случае компании стараются приводить стратегии развития в соответствие с требованиями времени. Самый показательный пример — ретейл: розничные сети для большинства покупателей являются синонимами процесса потребления и неизбежно становятся флагманами борьбы за воспитание осознанного клиента.
Первой глобальной инициативой ретейлеров оказалось стихийное движение по сокращению объемов самых опасных для экологии бытовых отходов — пластиковых. Магазины по всему миру вот уже несколько лет сознательно отказываются от одноразовых пластиковых товаров и упаковки в пользу многоразовых альтернатив. Итоги этим практикам в совместной исследовательской работе по итогам 2018 года подвели НИУ ВШЭ и организация Greenpeace. РБК изучил отчет и выбрал самые яркие моменты.
В России единственной заметной законодательной новеллой в части обращения с пластиком остается решение комитета по культуре администрации Ленинградской области: ведомство декларировало отказ от использования одноразовых пластиковых изделий.
Другой национальный тренд — кампания с призывом к ретейлерам вывести пластиковые пакеты из обращения. Сети ответили половинной мерой — запретом бесплатных пакетов: так поступили «Ашан», «ВкусВилл», «Спар», «Азбука вкуса» и другие магазины.
Мировое потребление пластиковых пакетов превышает миллион штук в минуту — в годовом пересчете речь более чем о триллионе единиц. При этом активная фаза жизненного цикла пакета длится в среднем 12 минут, а процесс разложения пластика растягивается на сотни лет. Тем не менее до вторичной переработки в мире добирается лишь 1 пакет из 200, свидетельствуют данные проекта ConservingNow.
Среди практик иностранных ретейлеров НИУ ВШЭ и Greenpeace выделяют, например, следующие модели:
- сокращение объема упаковки (например, через компенсацию поставщикам расходов на многоразовую альтернативу);
- замена пластика на более дружественные окружающей среде одноразовые материалы (обычно бумагу);
- выведение из ассортимента товаров из микропластика (сети Countdown, Morrisons и прочие);
- раздача покупателям многоразовых сумок (например, новозеландский New World раздал 2 млн сумок 4,6 млн жителей страны);
- поощрение экологически ответственных клиентов (например, через бонусы на карты лояльности);
- в целом, агитация за отказ от одноразового пластика.
Самая популярная дата добровольного отказа ретейлеров от вредной упаковки — 2025-й: этот год обозначили себе как крайний срок такие гиганты, как Carrefour и Tesco, а также магазины Kroger, Waitrose, Lidl и др. — всего около десятка компаний. Сети декларируют намерение сделать всю упаковку перерабатываемой, многоразовой или компостируемой.
Многие страны мира уже ввели либо запреты, либо ограничения на производство и приобретение товаров из с трудом поддающихся переработке видов пластика — среди них и развитые государства Евросоюза, и, например, Кения. Согласно результатам глобального опроса GfK, большинство потребителей готовы к таким мерам: 66% респондентов признались, что испытывают чувство вины, когда вредят окружающей среде.