3D-печать под защитой закона
Какие индустрии используют 3D-моделирование
3D-печать уже активно используется в некоторых отраслях, таких как медицина, автомобиле- и авиастроение, легкая промышленность. Причем 3D-принтер можно использовать не только в качестве инструмента для таких привычных целей, как производство мелкосерийных деталей. Например, компания Precise Bio из Северной Каролины разработала биопринтер, с помощью которого создала искусственную роговицу глаза.
Принцип работы 3D-печати напоминает работу обычного принтера. Чтобы изготовить пластиковый чехол для телефона, сначала необходимо создать его трехмерную модель, используя специальное приложение на компьютере. Затем эту модель отправляют на печать, так же как и обычный документ. Моделирование подразумевает различные формы создания трехмерного объекта. Например, селективное лазерное спекание (лазер, сканируя модель, «лепит» будущий объект), послойное наплавление. Вместо чернил используются разнообразные материалы, такие как пластик, лазерный порошок, металл и даже человеческие ткани.
Правовой режим 3D-моделей
В связи с развитием трехмерной печати особую актуальность приобретает вопрос правового режима объемных моделей. Можно предположить, что 3D-объекты станут востребованы в коммерческом обороте больше, чем их физические аналоги. Например, можно будет покупать не саму вещь, а ее трехмерный прототип или «собирать» модель под свои потребности. Например, компании Under Armour, Adidas и Nike уже работают над тем, чтобы внедрить сервис по заказу кастомизированных 3D-кроссовок. А отечественный производитель грузовых автомобилей КАМАЗ использует технологию для создания цифровых двойников изделий.
Важно понимать правовой режим трехмерной модели и средства ее юридической защиты. В некоторых случаях это объект интеллектуальной собственности, например, если речь идет о модели с оригинальным дизайном или о модели, содержащей патентоспособные решения.
Традиционно патентное право в отличие от авторского охраняет содержание решения, а не его форму. Поэтому использованием запатентованного решения по общему правилу считается его «овеществление» в объекте материального мира или последующее коммерческое использование такого материального объекта. Такое «овеществление» доказывает использование именно сути решения. При этом распространение информации о запатентованном объекте, включая чертежи, рисунки, словесные описания, использованием патента не считается. Эта позиция находит подтверждение и в судебных решениях, а в Гражданском кодексе России все перечисленные способы использования патентов связаны с реализацией запатентованного решения в продукте или изделии, то есть в объекте материального мира (ст. 1358 ГК РФ).
Интерес представляет роль онлайн-платформ и сервисов по распространению трехмерных моделей, которых уже очень много (Pinshape, Turbosquid, Thingiverse, Free3d). На таких сайтах представлены большие базы 3D-изделий, легальность размещения и использования которых в некоторых случаях вызывает сомнение. Например, на подобных ресурсах можно скачать модели брелоков с товарными знаками известных брендов, игрушек в виде известных персонажей мультфильмов, дизайнерских ваз и даже запчастей для двигателей автомобилей.
Телеканал HBO предъявил претензию к дизайнеру Фернандо Соса, который создал трехмерную модель подставки для iPhone в виде Железного трона из сериала «Игра престолов» и разместил ее для продажи. По мнению представителей HBO, использовав при создании модели образ этого трона, дизайнер нарушил авторские права телеканала. Получив претензию, Соса удалил модель с сайта.
Безопасность превыше всего
Еще один вопрос, который приобретает актуальность в связи с развитием 3D-моделирования: кто будет нести ответственность за вред, причиненный напечатанным объектом?
Технические возможности 3D-принтеров достигли такого уровня, что позволяют создавать даже огнестрельное оружие и человеческие органы. Сейчас случаи печати подобных объектов единичны, а распространение устройств, на которых можно моделировать настолько сложные объекты, вопрос даже не завтрашнего дня.
Однако это будущее, безусловно, настанет. О безопасности использования 3D-печати заставляет задуматься история Коди Уилсона — владельца и основателя проекта Defense Distributed. Уилсон создал и распечатал на 3D-принтере первую работающую модель однозарядного пистолета Liberator. Чертежи компонентов этого оружия компания разместила на сайте в открытом доступе в 2013 году, что вызвало обеспокоенность властей, в том числе потому что такие пистолеты нельзя обнаружить металлодетекторами. Предпринимателю пригрозили миллионными штрафами и обещали предъявить обвинения в незаконном экспорте оружия. Уилсон требованиям подчинился, но подал иск об ущемлении своих прав на свободное распространение информации, и запрет отменили. В 2018 году генпрокуроры десяти американских штатов подали иск против администрации президента США Дональда Трампа за то, что власти позволили разместить в интернете инструкцию по сборке пистолета на 3D-принтере.
Поэтому следует задуматься над такими вопросами, как обеспечение безопасности созданной продукции, ограничение оборота некоторых особенно сложных принтеров (на которых, например, можно будет распечатать огнестрельное оружие), стандартизация и сертификация материалов, которые используются для печати.