4 типа привязанности у детей и их влияние на нас во взрослом возрасте

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Психологи выделяют четыре основных типа привязанности. Они возникают в детстве, а во взрослом возрасте определяют стиль поведения человека в отношениях. Этот концепт возник в ходе психологических исследований 1960-1970-х

Этот материал ребята из команды Трендов обсудили в выпуске подкаста «Летучка». Послушать можно на любой удобной платформе: в плеере выше, в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts и везде, где есть подкасты.

Что такое привязанность

Привязанность — это один из видов эмоциональных отношений, который включает в себя обмен комфортом, заботой и радостью. Основы исследований этого феномена лежат в теориях Зигмунда Фрейда, а особенное развитие они получили благодаря работе британского психиатра Джона Боулби. Он определял привязанность как «долго держащуюся психологическую взаимосвязь между людьми» и заключил, что ее стиль в детстве напрямую влияет на романтические отношения во взрослом возрасте. Всего существует четыре типа привязанности.

Надежный тип привязанности

Дети с надежным типом привязанности сильно расстраиваются, когда их родители уходят, даже ненадолго, и счастливы, когда они возвращаются. Когда они боятся, то ищут защиту в близком взрослом человеке. Также они чаще играют с родителями или нянями, а на более поздних стадиях детства демонстрируют высокие уровни эмпатии и меньшую раздражительность по сравнению с представителями других типов. Во взрослом возрасте они обладают высокой, здоровой самооценкой, любят делиться своими переживаниями с другими, часто оказываются в центре внимания, а также формируют здоровые и долгие отношения.

Как формируется этот тип привязанности: значимый взрослый (родитель, который больше всего проводит времени с ребенком, или специально нанятый человек) ответственно относится к воспитанию ребенка, учитывает его нужды, желания и эмоции.

Амбивалентный (тревожный) тип привязанности

Дети с амбивалентным типом привязанности подозрительно относятся к людям. Когда родители уходят, они расстраиваются, но от возвращения они также не испытывают позитивные эмоции. Во взрослом возрасте они обладают низкой самооценкой, постоянно волнуются, что партнеры ничего к ним не испытывают, а завершение отношений повергает их в тоску.

Как формируется этот тип привязанности: значимый взрослый непоследователен, непредсказуем — то чрезмерно опекающий, то максимально холоден и отстранен.

Избегающий тип привязанности

Дети с избегающим типом привязанности не любят проводить много времени с родителями или нянями. Они их не отвергают, однако не испытывают положительных эмоций в случае контакта. Им без разницы, кто с ними играет: папа с мамой или незнакомец. Во взрослом возрасте им трудно наладить близкие доверительные отношения: они практически не вкладываются во взаимодействие с партнером и не сильно расстраиваются, когда все заканчивается расставанием. Другие общие характеристики включают в себя неспособность поддержать близкого человека в тяжелые времена, а также неумение делиться своими переживаниями, мыслями и эмоциями.

Как формируется этот тип привязанности: у значимого взрослого практически отсутствует ответственность, он часто отстранен и эмоционально разъединен с ребенком.

Дезорганизованный (тревожно-избегающий) тип привязанности

Поведение детей с дезорганизованным типом привязанности часто варьируется. По отношению к близким они могут то отстраняться, то смущаться, то вообще сопротивляться близости. Во взрослом возрасте они могут долго добиваться отношений, а после достижения цели тут же все бросить.

Как формируется этот тип привязанности: значимый взрослый часто ведет себя абьюзивно по отношению к ребенку, травматизирует и отвергает его, формируя недоверие и страх.

Обновлено 01.09.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть