«Рожденные в кризис, умереть не могут»: что ждет рынок маркетинга России

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Многие международные компании приостановили рекламную активность в России. О работе новых условиях и перестройке бизнеса рассказывает коммерческий директор маркетинговой компании Email Soldiers Иван Ильин

Об эксперте: Иван Ильин, коммерческий директор Email Soldiers, выпускник Школы управления «Сколково». Его компания занимается CRM-маркетингом, email-маркетингом, бизнес-аналитикой и консультированием. На рынке с 2014 года, офис расположен в Рязани.

Исход из России и замена заказчиков

— Повлияли ли на вашу компанию в последние два месяца внешние факторы? Если да, то какие и как сильно?

— Достаточно сильно повлияли. Если брать по шкале от одного до десяти, где-то на пять баллов. Около 50% наших заказчиков — это крупные интернациональные компании, которые работают в России.

Они представляют разные отрасли — бытовая техника и электроника, косметика и бьюти-индустрия, финансы. Кто-то просто приостановил свою деятельность на период потрясений. У кого-то поставки нарушились. Кому-то их главные офисы запретили прямую коммуникацию.

Но большинство из них не прекратили свою деятельность полностью, как заявляли. Многие пока приостановили бюджеты, в том числе рекламные и маркетинговые. Это по нам существенно ударило и бьет до сих пор.

«Антикризисное управление финансами» — подборка РБК Pro

Изменилась ли ваша бизнес-модель за это время?

— Особых изменений не было, но мы ее усовершенствовали. Начали развивать продуктовую модель в дополнение к агентской.

Наша компания работает как агентство, и, по сути, продает человеко-часы. Бизнес-модель такая, что мы руками работаем. У продуктовой модели нет каких-то глобальных особенностей.

Мы просто создали маркетинговый продукт, и его можно продать большему количеству клиентов по сравнению с тем числом, которое мы могли обслужить как агентство. Например, продукт для создания email-рассылок без дизайнеров и верстки.

С какими сложностями вы столкнулись в процессе?

— Нам сложно держать загрузку сотрудников на том же уровне, чтобы сохранить рабочие места. Мы сейчас полностью сконцентрировались на замене заказчиков, которые находятся в зоне турбулентности.

Когда вы начали искать новых заказчиков? Удается ли найти замену?

— Отреагировали сразу. В первую же неделю мы провели внутреннее исследование: какие у нас платежеспособные компании остаются в России. Потихоньку нам удается находить замену.

Я бы не сказал, что это быстрый процесс, потому что крупные корпорации, на которые у нас был основной фокус — они в основном зарубежные. По чуть-чуть мы меняемся. Но мы сосредоточились не только на российских компаниях. Сейчас, например, подписываем несколько интернациональных компаний. Из числа тех, кто не ушел. В частности, из Западной Европы.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Восточный экспресс: как логистика оперативно осваивает новые маршруты

— Расскажите, пожалуйста, о компаниях, с которыми вы продолжаете сотрудничать.

— Компании, с которыми мы продолжаем сотрудничать, они не только российские. С ними все понятно. Но мы продолжаем сотрудничать и с нашими прежними партнерами. Офисы интернациональных компаний не ушли полностью, они просто порезали часть бюджетов. Мы пока ждем, когда они вернутся. Но, в основном, да, мы стараемся переквалифицироваться на российские компании или на те, которые не ушли из России, например, из ретейл-сектора.

Как вы считаете, международные компании вернутся?

— Да, мы ожидаем, что интернациональные компании вернутся. Россия в их структуре выручки занимает немаленькую часть. Россия — большая страна, им важно здесь присутствовать. Сейчас они переделывают цепочки поставок и контракты. Я считаю, что эти компании постепенно вернутся и будут спокойно функционировать.

«Бизнес на подсанкционных и развивающихся рынках» — подборка РБК Pro

Обучение и устойчивость компании

— Помогла ли вам Школа управления «Сколково» в преодолении кризиса?

— Думаю, наша устойчивость в том числе связана с тем, что мы учились. Мы учились с партнером на программе «Практикум», которая направлена как раз на развитие в такие турбулентные периоды. В последние несколько лет мы активно применяли инструменты, связанные с финансовым управлением, о которых нам рассказали в школе «Сколково», и продолжаем это делать. Как-то нам попроще жить и работать с пониманием моментов, которые мы разбирали во время обучения.

— Насколько устойчиво состояние вашего бизнеса сейчас?

— Мы ожидали, что после 24 февраля все будет гораздо хуже, а на самом деле оказались достаточно устойчивы. Все по-прежнему неплохо. Есть взлеты, есть падения, но это неминуемая часть кризиса. В пандемию во время локдауна мы тоже достаточно сильно падали, но устояли. Мы тогда перевели бизнес в ручное управление.

Сейчас мы каждый день со всеми клиентами ведем коммуникацию. И оказалось, что можем вполне быстро перестраиваться: менять услуги, связанные с продажами и развитием бизнеса, на стратегические услуги. Сейчас все стали больше задумываться о стратегии, об инфраструктурных ИТ-проектах.

«Импортозамещение в ИТ-сфере» — подборка РБК Pro

Сохранение команды и кризисное планирование

— Видите ли вы какие-то перспективы на ближайшие несколько месяцев?

— Наша основная задача сейчас — сохранить команду. В последние несколько лет мы делали упор именно на рост экспертизы внутри компании. Сейчас в апреле-мае мы упадем. Но из-за изменений на рекламном рынке, связанных, к примеру, с уходом Facebook и Instagram (соцсети запрещены в России решением суда), уже в июне мы, вероятно, начнем расти. Наша компания как раз нацелена на работу с клиентской базой, которая принадлежит компаниям. И рекламные бюджеты перетекут к нам.

— Удастся ли вам сохранить команду? Планируете ли вы сокращения?

— Сейчас у нас работает больше 100 человек, сокращений в команде пока не было. Они если и будут, то только в связи с неэффективностью конкретного сотрудника, как это и было раньше. Мы настроены оптимистично. В нашем случае потеря команды — это потеря бизнеса. Именно команда позволяет компании делать выручку, работать эффективно.

Экономика образования 64% российских компаний приостановили найм сотрудников

Если мы начнем увольнять людей и при этом сильно увеличим клиентский портфель, мы не сможем оказывать качественные услуги. Если мы уберем команду, у нас практически ничего не остается. У нас нет заводов, нет каких-то внеоборотных активов — только люди.

Есть ли у вас опыт выхода из критических ситуаций, подобных новому кризису?

— Вообще мы как компания появилась в кризис. Работаем с 2014 года. В Центральном федеральном округе он сильно заметен не был, но в целом по стране ощущался. Считаю, что рожденные в кризис умереть не могут. Плюс во время пандемии нам пришлось сильно активизироваться, потому что часть заказчиков начала уходить.

Не сказать, что мы были готовы к кризису в 2022 году, но ожидания все равно оптимистичные. Потому что рынок хочет работать. Хочет, наверное, как никогда. Апатии ни у кого нет, все продолжают двигаться вперед.

Обновлено 23.05.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть