Как слышно: почему звуковые форматы вытесняют тексты

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Голосовые сообщения, подкасты и аудиокниги — новый контент, который пришел на смену тексту и видео. РБК Тренды совместно с Институтом звукового дизайна разобрались, почему аудиоформаты стали так популярны

Почему мы предпочитаем звук тексту

Согласно исследованию Edison Research и Triton Digital, в 2021 году около 57% жителей США старше 12 лет слушали подкасты хотя бы один раз. В 2018 году, для сравнения, этот же показатель составлял 44%. Такому росту популярности подкастов есть несколько причин.

Во-первых, с аудио происходит примерно то же, что и с видео — онлайн или на ТВ: мы все чаще включаем его в качестве фона, параллельно занимаясь рутинными делами или передвигаясь по городу. При этом нам не нужно смотреть в экран, проматывать или пролистывать что-то, как в случае с видео или текстом. Это значит, что освобождается еще больше ресурсов для занятия важными делами.

Во-вторых, подкасты и аудиокниги для многих — едва ли не единственная возможность получать хоть какую-то полезную информацию. Каждый день она обрушивается на нас в гигантских объемах, и мы просто не успеваем охватить все. Это порождает чувство тревоги и синдром упущенных возможностей. Аудио помогает отчасти решить эту проблему, не отвлекаясь от повседневных дел. В-третьих, при прослушивании аудиоформатов есть ощущение, что говорящий обращается непосредственно к тебе. Это создает более доверительную атмосферу и помогает лучше сконцентрироваться. А еще — восполнить недостаток общения. Наконец, аудиоформаты очень демократичны: они гораздо дешевле в производстве, чем видео, а для прослушивания достаточно обычного смартфона с наушниками.

Все это способствует росту аудиоформатов. Сейчас их популярность стремительно растет и в России.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Как подкасты нашли массовую аудиторию в России

Аудиокниги приходят на смену электронным

Российский рынок аудиокниг в 2020 году оценивался в ₽1,6 млрд. За счет того, что в Россию аудиокниги пришли с опозданием, в ближайшие 3–4 года рынок будет расти активнее всего.

Аудиокниги выходят на крупнейших онлайн-магазинах книг и на специальных аудиоплатформах, в жанре художественной литературы и нон-фикшна, для детей и взрослых. Их оформление дополняют звуковыми эффектами и музыкой, а для озвучивания привлекают известных актеров: например Константина Хабенского, Сергея Безрукова или Чулпан Хаматову.

Константин Хабенский читает аудиосказку «Каменный цветок»

Появляются новые гибридные форматы — такие, как аудиосериал. Яркий пример — проект «Пост», созданный Дмитрием Глуховским для Storytel.

Фрагмент аудиосериала «Пост»

Как аудио открывает путь к аудитории

Вслед за YouTube подкаст-платформы открыли всем желающим доступ к миллионной аудитории и монетизации контента. Подкаст легко запустить самому даже с минимальными ресурсами — или если обратиться за помощью в подкаст-студии и студии звукозаписи.

Если в начале эту нишу занимали, в основном, журналисты, ведущие и опытные блогеры со своей аудиторией, то теперь появились подкасты от психологов, киноведов, режиссеров, музыкантов, экономистов. Другими словами, мы наблюдаем две параллельных волны: подкасты для широкой аудитории и подкасты по интересам: о конкретных проблемах, профессиях и увлечениях. При этом каждый находит свою нишу и поклонников.

Другое важное направление звукового контента — социальное аудио: когда слушатели активно участвуют в беседе. Запрос на такой контент привел к появлению Clubhouse, однако его популярность быстро сошла на нет. Очевидно, формат «не взлетел» из-за отсутствия временных рамок, четкой структуры и модерации. В этом плане подкасты пока что выигрывают, так как опираются на сторителлинг: то есть истории, рассказанные по сценарию, с завязкой, кульминацией и развязкой.

Как звуки влияют на нас

Звуки — важный источник знаний об окружающем мире для человека. Хотя большую часть информации мы все же получаем визуально, проговаривание вслух помогает лучше запомнить и структурировать сложные для восприятия вещи. Звуки могут вызывать у нас яркие зрительные образы, воспоминания и даже физические ощущения.

Именно поэтому звуковой фон так важен для заведений, магазинов или массажных салонов: он задает нужное настроение и побуждает к определенным действиям. По данным исследования Sound Agency, системы шумоподавления в офисе повышают производительность сотрудников на 46%. Институт звукового дизайна, в частности, занимается разработками в области генеративных звуковых ландшафтов — то есть того самого фона, который «программирует» нас определенным образом.

Что ждет аудиоформаты в будущем

Аудиоконтент испытал на себе влияние пандемии, и этот эффект до сих пор ощутим. На удаленке у людей появилось больше времени и желания потреблять контент онлайн, чтобы хоть как-то отвлечься и занять себя. Например, аудитория подкастов «ВКонтакте» за время самоизоляции выросла на 38%. Эта волна, разумеется, уже отошла, но за собой она оставила у новых пользователей привычку слушать аудиоконтент и платить за него.

Компания Apple не так давно добавила в Apple Music поддержку бинаурального аудио — технологии, которая создает эффект сверхреалистичного звучания, используя особенности нашего слухового аппарата и восприятия. В скором времени его добавят и в звонки FaceTime. На платформе Apple TV+ вышел первый бинауральный аудиосериал «Звонки» о телефонных разговорах.

Трейлер сериала «Звонки»

Одновременно растет и рынок голосовых помощников: к 2026 году его российский сегмент составит ₽41 млрд, полагают в компании Just AI. Именно через голосовые команды все чаще запускают музыку, подкасты и аудиокниги. Новые аудиотехнологии становятся все более интересны для ИТ-гигантов и привлекательны для инвесторов. В ближайшем будущем звуковой контент будет развиваться вместе с новыми возможностями для прослушивания и взаимодействия. Это могут быть интерактивные аудиосериалы или квесты, обучающие аудиотренажеры или звуковые подборки со специальными эффектами для дома и офиса.

Обновлено 30.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть