50 оттенков синего: почему этот цвет так популярен в интернете

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Facebook, Twitter, «ВКонтакте», Ozon, Intel — эти компании используют в оформлении синий цвет. РБК Тренды решили выяснить, чем это вызвано и как менялось отношение к синему цвету в истории

Считается, что классический синий — консервативный цвет, он успокаивает и вызывает доверие, символизирует ответственность и ум. У человека возникают ассоциации с природой — небом, водой, а также прохладой, — а значит, он расслабляется. Этот цвет в равной мере считают любимым и мужчины, и женщины.

Однако, если обратиться к истории этого цвета, выясняется, что популярным он стал лишь недавно, а еще несколько веков назад считался дорогим и редким.

Роль синего цвета в культуре

Восхищение перед синим цветом началось еще в древности. Древние египтяне вдохновлялись редким синим лотосом. Они использовали синий синтетический пигмент из лазурита или малахита в смеси с песком и соединениями натрия. Им украшали одежду и помещения, раскрашивали фрески и гробницы фараонов.

Египетский синий пигмент
Египетский синий пигмент (Фото: drawliketiziano.com)

В Европе кельты использовали для получения синего красителя дикое растение синильник. Другой краситель, индиго, попал в Европу из Индии еще во времена Древней Греции, но долгое время оставался дефицитным предметом роскоши.

Первыми синим цветом заинтересовались представители искусства. Они начали ассоциировать этот цвет с небом, божественным светом и даже с сапфирами. Чтобы получить синюю краску, европейские художники эпохи Возрождения измельчали лазурит, который тоже привозили с Востока. В итоге этот цвет обходился дороже остальных, поэтому его применение ограничивали действительно важными и дорогими вещами. Обычно синим окрашивали одежды Девы Марии. Постепенно синий добавляли в пейзажи, где он помогал создать ощущение трехмерного пространства.

«Мадонна Конестабиле» Рафаэля
«Мадонна Конестабиле» Рафаэля (Фото: wikipedia.org)

Синий начали активно использовать в церковных витражах, а затем — в качестве гербового цвета. А королевским он стал благодаря французским правителям, которые использовали лазурь в качестве фонового цвета своего герба. Позднее цвет популяризировали протестанты, которые считали его неброским и благородным.

В эпоху Рубенса, Рембрандта и Вермеера бытовало мнение, что рисунок важнее цвета. Но к XVIII веку идея цвета победила. Художники обратились к разным цветам, чтобы передать живость предметов. На передний план выступили синий, красный и желтый. В Германии появилась первая искусственная краска — берлинская лазурь. Цвет, который она давала, стал любимым для эпохи романтизма. В «Учении о цвете» поэт Иоганн Вольфганг Гете описывал синий как холодный, ассоциирующийся с небом и горными вершинами.

В XX веке за синим закрепилась новая ассоциация — с космосом. Снимок освещенной Земли, сделанный с борта корабля «Аполлон-17» в 1972 году, назвали «Синий мрамор».

Снимок Земли 1972 года
Снимок Земли 1972 года (Фото: NASA)

Синий цвет в природе

На цветовые предпочтения людей влияют факторы окружающей среды. Так, цвет чистого неба и водоемов воспринимается подсознанием как признак благоприятной экологии.

В растительном и животном мире синий цвет встречается не так уж и часто. Ученые использовали онлайн-базу данных о растениях, чтобы оценить относительную частоту появления синих соцветий по сравнению с другими. Выяснилось, что синий пигмент имеют только те растения, которые опыляют пчелы и другие насекомые. Если местность является труднодоступной, то таких цветков становится больше. Один из примеров — горные фиалки, которые растут на высоте, где опылителей почти нет. Соответственно, растениям нужно «привлечь» редких насекомых интенсивно синим пигментом.

Секрет кроется в том, как устроено зрение всех насекомых. У них присутствуют фоторецепторы, которые чувствительны к ультрафиолетовому, синему и зеленому свету.

Какие компании и сайты обратились к синему цвету

Синий цвет используется многими ИТ-компаниями в качестве фирменного. В пример можно привести Intel, Microsoft, IBM, HP, Dell. Его также применяют финансовые организации — American Express, Visa, Goldman Sachs, Paypal, крупные корпорации — Procter & Gamble, General Electric, General Motors, Boeing и Lowe’s.

Чаще всего к синему прибегают соцсети и мобильные приложения, к примеру, геоинформационные сервисы вроде Foursquare или Rumap. LinkedIn, Facebook, Twitter, «ВКонтакте», Mashable, Telegram, Livejournal, Tumblr, Dropbox — все они используют разные оттенки этого цвета в оформлении.

При этом доминирование синего цвета — это все-таки до определенной степени когнитивное искажение. «Хотя синий цвет кажется преобладающим в цифровом пространстве, на самом деле в интернете нас по большей части окружают ахроматические цвета: белый, черный, серый. А уже на их фоне выделяется все остальное. Иначе воспринимать информацию с экрана нам было бы гораздо сложнее», — рассказал РБК Трендам Даниил Улановский, арт-директор «ПостНауки».

Его слова подтверждают зарубежные исследования. Дизайнер Пол Хеберт решил проанализировать, какие цвета и их оттенки предпочитают самые популярные сайты и сервисы. Он выбрал для анализа Google.com, Youtube.com, Facebook.com, Baidu.com, Yahoo.com, Wikipedia.org, Amazon.com, Google.co.in, Qq.com и Twitter.com. Оказалось, что при их оформлении оттенков синего использовалось вдвое больше, чем желтого или красного, и втрое больше, чем зеленого, но меньше, чем серого.

Соотношение цветов в оформлении сайтов
Соотношение цветов в оформлении сайтов (Фото: paulhebertdesigns.com)

Секреты «синего» интернета

В первых веб-браузерах, например, Mosaic для Windows, гиперссылки уже выделяли синим цветом. Считается, что, поскольку первые сайты имели серый фон и черный текст, дизайнерам нужно было подобрать яркую альтернативу. Правда, создатель Интернета, Тим Бернерс-Ли позднее заявлял, что выбор синего стал абсолютной случайностью: первый Интернет-клиент просто использовал подчеркивание, чтобы выделить гиперссылку, а выделение подчеркнутого текста синим происходило по умолчанию.

Интерфейс Mosaic
Интерфейс Mosaic (Фото: lpgenerator.ru)

Сегодня считается, что среди красного, зеленого и синего дизайнеры интерфейсов выбирают последний по одной причине — из-за способности всех людей видеть этот цвет. Большинство дальтоников не могут различать красный и зеленый цвета, поскольку за их распознавание отвечают одни и те же рецепторы глаза. Таким дальтонизмом страдают, по разным данным, от 7% до 10% мужчин и 0,4% женщин.

Симулятор дальтонизма

Одной из первых компаний, которая активно использовала синий, стала Microsoft в 1990-е годы. При ошибках в Windows 95, которые возникали довольно часто, пользователям показывали «синий экран смерти». Синева появлялась при выполнении команды Ctrl+Alt+Delete, которая вызывала диспетчер задач для завершения работы Windows. В июне 2021 года Microsoft презентовала новую операционную систему Windows 11. Ее основным цветом оформления стал синий. До этого цвет уже присутствовал в Windows XP, 8 и 10, но в сочетании с другими. Теперь дизайн ОС стал почти монохромным.

Windows 11
Windows 11 (Фото: Microsoft)

Facebook стал, пожалуй, самым популярным сайтом, который задействовал при оформлении синий. Основатель соцсети Марк Цукерберг тогда объяснил выбор собственным дальтонизмом. Не исключено, что более молодые проекты решили последовать примеру успешной компании. Как минимум, основатель «Вконтакте» Павел Дуров признал этот факт.

Кстати, сам Facebook при обновлении дизайна в 2020 году слегка «разбавил» синий цвет белым. Это стало необходимо для того, чтобы визуально подчеркнуть некоторые элементы интерфейса и привлечь внимание пользователей к новым функциям, а также для сочетаемости с темной темой.

Новый дизайн Facebook
Новый дизайн Facebook (Фото: Engadget)

По мнению Улановского, нельзя назвать единственную причину, по которой синий цвет получил распространение в интернет-среде: «Могу предположить, что это череда совпадений и решений отдельных людей. Но у этого все равно есть предпосылки. Одной из самых важных причин я считаю то, как цифровая среда связана с восприятием человека в культурном контексте, особенно на ранних этапах зарождения интернета. Digital — это технологии, это что-то полезное, но холодное, спокойное и неизведанное, стерильное и не очень живое. Это, конечно, не холодный темный космос, но уже и не «теплые, ламповые» компьютеры. В общем, холодные во всех смыслах цвета точнее всего передают ощущение digital».

Улановский предложил читателям эксперимент: включить и прослушать с закрытыми глазами звук включения системы Windows 95. Его написал «отец эмбиента» Брайан Ино. Ответьте себе на вопрос, какие цвета всплывали перед глазами?

Проблемы синевы

Филип Стэнли-Марбел, профессор в Кембриджском университете, который изучает восприятие цветов и работу дисплеев, говорит, что у синего есть и недостатки. По его словам, в OLED-дисплеях пиксели генерирования цвета различаются по скорости старения. При этом, чем старше они становятся, тем больше требуется тока для получения той же самой яркости, и это провоцирует еще большее старение. В свою очередь, эффективность пикселей оказывает критически важное влияние на время работы аккумулятора.

Филип Стэнли-Марбел за работой
Филип Стэнли-Марбел за работой (Фото: Wired)

Как отмечает Стэнли-Марбел, на максимальной яркости именно для синих субпикселей обычно требуется больше тока, и стареют они быстрее красных или зеленых.

Обновлено 30.07.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть