В отпуск на ракете: каким станет транспорт будущего

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Столкновение летающего автомобиля с владельцем реактивного ранца ― похоже, с такими авариями мы однажды будем иметь дело. Рассказываем о будущем путешествий, перемещения по городу и перевозках грузов

Перед климатическим саммитом в Глазго Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало дорожную карту «Net Zero к 2050 году», которая содержит весьма радикальные методы достижения углеродной нейтральности в мире. Например, эксперты советуют полностью отказаться от бензиновых легковых автомобилей к 2035 году. Пока самая реальная альтернатива ― электрокары.

На пути к нулевым глобальным выбросам CO2 также предлагается до 2045 года перевести самолеты на водородное топливо, что существенно увеличит стоимость перелетов и сделает этот вид транспорта менее доступным.

Будущее электрокаров

Электромобили определенно повлияют на то, каким будет транспорт будущего и как будет выглядеть транспортная инфраструктура. Но для этого потребуются определенные условия.

Так, электромобили не смогут полноценно заменить аналоги, работающие на ископаемом топливе, пока не сравняются с ними в стоимости. Самая важная и дорогая часть электрокара — это аккумулятор. Его емкость растет на 7% каждый год. Ожидается, что к 2030 году она составит более 3000 ГВт·ч. Средняя цена за 1кВт·ч для литий-ионной батареи упала на 89% по сравнению с 2010 годом и составляет $137. Ожидается, что к 2023 году она снизится до $101.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Атомные батарейки и зарядка по Wi-Fi: будущее рынка сохранения энергии

Текущая средняя розничная цена электромобиля до вычета налогов ― $47 000 по сравнению с $22 800 на бензиновый автомобиль. По прогнозам, в 2026 году оба типа автомобилей будут стоить около $23 000.

Политическое регулирование благоприятно сказывается на продажах электрокаров. К 2030 году администрация президента США Джо Байдена намеревается уравнять количество электромобилей и автомобилей с ДВС на дорогах страны. У Норвегии более амбициозные планы ― прекратить продажу бензиновых и дизельных автомобилей уже в 2025 году. Для этого электромобили продвигаются с помощью щедрых политических и фискальных преференций: освобождения от НДС и регистрационных сборов, бесплатной парковки.

Каждый 12-й автомобиль, проданный в Европе с апреля по июнь 2021 года, работал только от аккумулятора. С учетом гибридных моделей, использующих как двигатель, так и аккумулятор, показатель вырастает до одного из трех.

Росту продаж способствуют в том числе новинки от автопроизводителей.

Вот некоторые из них, ожидаемые в ближайшие пять лет:

Впрочем, распространение электрокаров не поможет достигнуть полноценной углеродной нейтральности, пока для их зарядки используется электричество, вырабатываемое из угля, нефти и природного газа. В связи с этим ожидается увеличение доли возобновляемых источников, в том числе энергии солнца и ветра, до 80% к 2050 году.

Lightyear, стартап из Нидерландов, разрабатывает электромобиль, солнечные элементы которого генерируют электроэнергию для поездок на расстояние до 70 км после дня, проведенного на солнце. Купить энергоэффективную модель можно будет уже в 2022 году за $175 000.

Lightyear One первого поколения состоит из солнечных элементов площадью около 4,5 кв.м
Lightyear One первого поколения состоит из солнечных элементов площадью около 4,5 кв.м (Фото: The Wall Street Journal)

Еще один голландский стартап Squad Mobilty BV создает более доступную альтернативу. Двухместный автомобиль по цене менее $7 000 сможет проехать около 20 км на максимальной скорости движения до 45 км/ч после четырех часов на солнце.

Автомобиль размером с тележку для гольфа от Squad Mobility подходит для коротких поездок на расстояние до 100 км
Автомобиль размером с тележку для гольфа от Squad Mobility подходит для коротких поездок на расстояние до 100 км (Фото: The Wall Street Journal)

Путешествия будущего

Новая эра дирижаблей?

Идея бесшумных полетов с низким уровнем выбросов углекислого газа положила начало прототипам дирижаблей нового поколения.

Компания Hybrid Air Vehicles разработала Airlander, который использует гелий в качестве подъемного газа для перевозки пассажиров и грузов на расстояние до 7 400 км. Полет Ливерпуль-Белфаст займет 5 часов 20 минут против 50 минут для самолета.

Так выглядит Airlander 10, выход которого запланирован на 2025 год, внутри
Так выглядит Airlander 10, выход которого запланирован на 2025 год, внутри (Фото: esquireme.com)

Свои ретро-футуристические транспортные средства в стиле дирижаблей представили также компании Lockheed Martin, Flying Whales и Atlas LTA.

Несмотря на экологичность самого полета, обновленные дирижабли не приближают нас к «чистому нулю», ведь основной источник производства гелия ― добыча нефти и газа.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Смогут ли дирижабли вновь завоевать небо

Летающие машины

Автомобиль-самолет AirCar, оснащенный двигателем BMW на бензиновом топливе, развивает скорость 170 км/ч и может пролететь около 1 000 км с двумя пассажирами на борту. Он не умеет взлетать вертикально (вертикально взлетающим автомобилям не нужна взлетная полоса, что экономит пространство и время), и его нельзя назвать экологичным и абсолютно безопасным.

Фото:KleinVision / YouTube
Индустрия 4.0 На работу без пробок: какое будущее ждет летающие автомобили

Немецкая компания Volocopter представила беспилотное воздушное такси с электрическим приводом VoloCity. Предполагается, что оно будет курсировать между аэропортами для вертикальных самолетов в крупных городах. В связи с этим компания работает над созданием первых вертипортов на базе инфраструктуры аэропортов Италии и Франции.

Первые рейсы смогут перевозить по одному пассажиру по цене €300 уже в 2022 году. Но конечная цель компании по итогам испытания модели в реальных полетах и привлечения клиентов ― установить цену, сопоставимую с поездкой на Uber Black.

Летающие автомобили могут появиться в продаже уже в 2024 году. Но прежде чем их повсеместное использование станет реальностью, понадобится разработать правила «воздушного» движения с учетом растущего числа транспортных средств, чтобы обеспечить безопасность пассажиров и людей на земле. Штат Нью-Гемпшир первым еще в 2020 году утвердил правила пользования летающими автомобилями, позволив им летать, но запретив взлетать и приземляться над дорогами общего пользования.

Hyperloop

Еще в 2013 году Илон Маск предложил футуристическую альтернативу скоростным поездам. Hyperloop ― сверхскоростные капсулы, двигающиеся по трубе за счет линейного магнитного ускорения со скоростью 1200 км/ч. Разработкой таких систем сегодня занимаются две американские компании ― HyperloopTT и Virgin Hyperloop.

И пока одни исследователи сомневаются в безопасности таких путешествий, другие планируют соединить при помощи HyperloopTT Абу-Даби и Дубай и уже совершили первую успешную поездку длиной в 500 м в Virgin Hyperloop.

Фото:David Becker / Getty Images
Индустрия 4.0 Вакуумный поезд Hyperloop: что это такое и как он работает

Космические путешествия вокруг Земли

Коммерческие космические компании готовятся к выходу на новый рынок: суборбитальные полеты из одной точки в другую.

Самая популярная концепция ― проект Илона Маска Starship, разработанный для транспортировки больших грузов на Марс. Первые испытательные полеты Земля-Земля начнутся уже в 2022 году.

В Virgin Galactic работают над проектом SpaceShipThree, технические детали которого пока не разглашаются.

Оба проекта рассчитаны на транспортировку людей и грузов. А вот компания Astra в рамках проекта Rocket планирует исключительно грузовые перевозки.

Запуск Rocket 3.2 с острова Кадьяк, Аляска в декабре 2020 года. Заключительная модель Rocket 5 может быть доступна не ранее 2022 года
Запуск Rocket 3.2 с острова Кадьяк, Аляска в декабре 2020 года. Заключительная модель Rocket 5 может быть доступна не ранее 2022 года (Фото: nasaspaceflight.com)

Прежде чем первые люди совершат путешествие на ракете, должны быть решены вопросы безопасности, связанные с возможным отказом двигателя и проблемой звуковых ударов (ударная волна, которая возникает при движении объекта со скоростью, превышающей скорость звука. — РБК Тренды). Звуковые удары вызывают физические повреждения (например, порезы и глубокие раны от разбитого стекла), а также нарушения слуха у находящихся вблизи живых существ. Поэтому в 1973 году сверхзвуковые полеты запрещены в густонаселенных районах.

Будущее без водителей

Автономные автобусы

В 2020 году в испанском городе Малага был запущен проект интеллектуальной мобильности AutoMost, в рамках которого 12-метровый беспилотный электробус производства Irizar перевозит до 60 реальных пассажиров.

Оснащенный ИИ автобус проезжает 8-километровый маршрут, синхронизируясь с «умными» светофорами
Оснащенный ИИ автобус проезжает 8-километровый маршрут, синхронизируясь с «умными» светофорами (Фото: innovationorigins.com)

Грузовой дрон

Компания Natilus представила прототип дрона для грузоперевозок размером с Boeing 747. Дрон грузоподъемностью 700 т летит медленно, расходуя на 50% меньше топлива, чем обычный грузовой самолет.

Дата выпуска или более конкретные параметры дрона пока не сообщаются
Дата выпуска или более конкретные параметры дрона пока не сообщаются (Фото: natilus.co)

Самолет-беспилотник

Беспилотные грузовые воздушные автомобили вертикального взлета и посадки от Sabrewing Aircraft Company запланированы в двух моделях: Rhaegal с грузоподъемностью около 360 кг и Wyvern ― до 2 000 кг. Оснащенные системой обнаружения и уклонения от препятствий в воздухе, они могут работать даже в экстремальных погодных условиях. Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию ― 2022 год.

Робопаром

Rolls-Royce совместно с финским государственным паромным оператором продемонстрировали первый в мире автономный паром FALCO. Искусственный интеллект и датчики позволяют судну создавать картину окружения в режиме реального времени, обнаруживать объекты на пути и предотвращать столкновения с ними.

Автономный поезд

В Западной Австралии функционирует первая в мире автономная железная дорога AutoHaul, доставляющая на 200 локомотивах железную руду на расстояние более 1 700 км. Каждый локомотив оснащен бортовым модулем, который отправляет автоматические отчеты о своем местоположении, скорости и направлении движения в центр управления.

Будущее индивидуальных перемещений

Реактивный ранец

Британская компания Gravity Industries создала носимый реактивный ранец мощностью 150 л.с. Основатель компании и главный пилот-испытатель Ричард Браунинг за 90 секунд полета совершил трудный скалистый подъем, который пешком занял бы 25 минут. Пока летать с таким ранцем могут только профессионалы, но, возможно, в будущем каждый сможет почувствовать себя супергероем. Для этого, прежде всего, нужно усовершенствовать систему управления и решить проблему загрязнения окружающей среды.

Фото:Jerry Markland / Getty Images
Индустрия 4.0 Люди с реактивными ранцами летают с самолетами. На них жалуются пилоты

Летающий электромотоцикл

Компания Jetpack Aviation разработала прототип летающего электромотоцикла Speeder с вертикальной тягой и крыльями, работающими на безуглеродном топливе. Планируется две версии транспортного средства: профессиональная, со временем полета в 60 минут и максимальной скоростью 240 км/ч, а также модель, для которой не потребуется лицензия пилота — с ограничениями по скорости (96 км/ч) и длительности полета (15 минут). Компания рассчитывает начать продажи своих футуристических мотоциклов по цене от $385 000 уже с 2023 года.

Segway-кресло

Seqway разработал S-Pod ― электрическое самобалансирующееся кресло в форме яйца на колесах. Устройство может проехать 70 км со скоростью до 38 км/ч без подзарядки.

Первые электрические кресла на колесах появятся в торговых центрах, парках и аэропортах уже в 2022 году, а для использования в городе станут доступны через несколько лет
Первые электрические кресла на колесах появятся в торговых центрах, парках и аэропортах уже в 2022 году, а для использования в городе станут доступны через несколько лет (Фото: The Wall Street Journal)

Мини-электромобили

Сразу несколько компаний представили свои разработки в области городской мобильности. Infinite Mobility ― это облегченный трехколесный тук-тук, работающий на солнечной энергии. Со скоростью 45 км/ч миниатюрный автомобиль проезжает до 288 км. Купить такой за $6 000 можно будет не раньше второго квартала 2022 года.

Свой двухколесный транспорт будущего представила компания Lit Motors. Электромобиль с автономной балансировкой сможет 350 км везти двух пассажиров на одной зарядке со скоростью 160 км/ч.

Цена и дата выхода электромобиля Lit Motors пока не анонсируются
Цена и дата выхода электромобиля Lit Motors пока не анонсируются (Фото: litmotors.com)

Компания Nimbus предложила свою транспортную альтернативу ― безопасный маневренный трехколесный электромобиль. Одноместный транспорт сможет проезжать до 190 км со скоростью до 48 км/ч. Купить новинку можно будет в середине 2022 года по цене $6 420.

Октокоптер

Стартап по воздушной мобильности Next Uas представил одноместный беспилотный октокоптер iFly, который предположительно сможет развивать скорость до 102 км/ч. Для запуска устройства достаточно будет ввести пункт назначения в совместимое мобильное приложение.

В настоящее время компания ищет инвесторов, чтобы продолжить работу над проектом
В настоящее время компания ищет инвесторов, чтобы продолжить работу над проектом (Фото: intelligentliving.co)

Обновлено 19.01.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть