Вместо людей — посылки: как грузовая авиация сменяет пассажирскую

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Места людей в самолетах занимают посылки: в 2020-м миру впервые не хватило грузовых самолетов. Почему покупатели вместо наземной выбирают воздушную доставку, а также что и куда везут авиалайнеры, выяснили РБК Тренды

Что пассажирской авиации плохо, грузовой — хорошо

Пандемия ограничила людям возможность путешествовать в другие страны, пассажиропоток иссяк. Вместо этого из страны в страну, из города в город экстренно полетели авиалайнеры, груженные медицинскими масками, перчатками, защитными костюмами, антисептиками. В них нуждались срочно, поэтому выбор способа доставки был безальтернативным. Перевозка контейнеров по морю к примеру, из Китая в Россию занимает около месяца, по воздуху — 8-9 часов.

Когда ковидные страсти чуть улеглись, оказалось, что авиадоставка — это не просто быстро, это еще и очень удобно. При закрытых для пассажиров границах расцвела онлайн-торговля, во время самоизоляции превратившись из средства выживания в развлечение. Заказав утром посылку на другом конце света, есть все шансы вечером уже получить ее. Авиадоставка добавляет 15-20% к стоимости товара, но это слабый аргумент, если покупатель не настроен ждать.

Разгрузка грузового самолета Антонов Ан-225 «Мрия» с защитными масками из Китая в аэропорту Лейпцига, Германия, 27 апреля 2020 г.
Разгрузка грузового самолета Антонов Ан-225 «Мрия» с защитными масками из Китая в аэропорту Лейпцига, Германия, 27 апреля 2020 г. (Фото: REUTERS / Ганнибал Ганшке)

В 2020-м рынок грузовых авиаперевозок оценивался в $56,48 млрд. Ожидается, что по итогам 2021 года он вырастет на 15% и составит почти $65 млрд, а уже в 2025 году достигнет $99,67 млрд. В Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) подсчитали: за первое полугодие 2021 года объем авиаперевозок вырос на 8%, что стало самым высоким показателем с 2017 года, когда отрасль показала рост на 10,2%. В России, по данным Росавиации, с начала года этот сегмент увеличился более, чем на треть (33%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Грузовые авиаперевозки идут оживленно, т.к. мировая экономика продолжает восстанавливаться после кризиса COVID-19, — говорит Вилли Уолш, генеральный директор IATA. - Поскольку в первом полугодии спрос на 8% превышает докризисный уровень, грузовые авиаперевозки являются источником выживания для многих авиакомпаний, они борются с закрытием границ, которое продолжает разрушать международный пассажирский бизнес. Важно отметить, что хорошие результаты, похоже, сохранятся».

Крупнейшие компании грузового сектора — это Cathay Pacific Cargo, FedEx, The Emirates Group, United Parcel Service и Qatar Airways. 40% мирового рынка воздушных авиаперевозок приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион (Индия, Китай, Япония, Южная Корея), 26% — на Северную Америку (США, Канада), 34% на весь остальной мир.

Почему пассажирские самолеты превращаются в грузовые

Самолеты «живут» 40-50 лет. Однако в небо до сих пор поднимаются грузовые авиалайнеры, выпущенные в 1960-х. В 2019 году скандал в Канаде вызвал старый грузовой Boeing 737-200, использовавшийся в предвыборной гонке лидером либералов Джастином Трюдо. Выборы он тогда выиграл и стал премьер-министром, но перед этим долго оправдывался за загрязнение окружающей среды авиалайнером почтенного возраста, который «ел» больше на 500 литров топлива в час, чем второй самолет его предвыборной гонки — новенький Boeing 737-800.

Годность воздушных грузовиков определяется не датой выпуска, а соответствием определенным нормам эксплуатации, наличием необходимых сертификатов, прохождением технических проверок. Однако COVID-19 заставил взлететь даже запасные самолеты, которые доживали свой век.

«В любую эпоху у авиакомпаний есть небольшое количество резервных бортов, которые находятся на долгосрочном хранении, — говорит Евгений Лебедев, авиационный эксперт музея техники Вадима Задорожного. — Перед пандемией, например, был спад, и в России на земле оказалось несколько грузовых ИЛ-76, ТУ- 214. Когда грянул COVID-19, многие отечественные перевозчики расконсервировали простаивавшие самолеты, подняли их на крыло и начали активно использовать».

Раньше 50% всех авиагрузов перевозилось в трюме пассажирских самолетов. В 2020-м они почти не летали. Грузовые авиалайнеры эту нагрузку взять на себя не могли, их физически на всех не хватало. Когда средств индивидуальной защиты потребовалось много и быстро, перевозчики использовали нестандартную схему: в пассажирских самолетах снимались сидения, а их место занимали паллеты. Первой в России возить грузы в салоне начала компания S7: в апреле 2020-го из Пекина в Екатеринбург на пассажирском Airbus 220 она доставила медикаменты и средства индивидуальной защиты.

Салон Boeing 767-200 авиакомпании Utair. Кресла обтянули упаковочной пленкой, чтобы груз не вывалился в проход
Салон Boeing 767-200 авиакомпании Utair. Кресла обтянули упаковочной пленкой, чтобы груз не вывалился в проход

Когда люди вновь вернутся на борт, большинство современных авиалайнеров примут первозданный вид, в отличие от своих отслуживших пассажирскую службу коллег. Они не «родились» грузовыми, но когда постарели — начали перевозить посылки.

«Большое количество грузовых самолетов — это конвертированные (переделанные. — РБК Тренды) пассажирские лайнеры, которые отлетали свои 20-25 лет на пассажирских перевозках, — объясняет Евгений Лебедев. - В них устанавливается грузовой люк для специальных поддонов, которые ускоряют разгрузку/погрузку. Потому что простой самолета означает для авиакомпании очень большие потери, счет идет на десятки тысяч долларов, если задержка в аэропорту случится хотя бы на сутки».

Это проторенный путь, пандемия лишь сместила фокус: грузовыми перевозками занялись сугубо пассажирские авиакомпании. Российская S7 приобретает первые переоборудованные грузовые самолеты 737-800 у GECAS, Air Canada трансформирует свои Boeing Co 767, а арендодатель CDB Aviation вкладывается в два переделанных Airbus SE A330.

Превращение пассажирского самолета в грузовой
Превращение пассажирского самолета в грузовой (Фото: REUTERS / Ronen Zvulun)

Появление грузовых перевозок или прирост их доли в портфеле авиакомпании призван компенсировать миллиардные убытки от рекордно снизившегося пассажиропотока. В 2020 году южнокорейский перевозчик Asiana Airlines переоборудовал 2 пассажирских самолета Airbus A350-900 в грузовые и отправлял их в небо 849 раз, в 2021 году модернизации подвергнутся еще 2 самолета. В авиакомпании говорят, что таким образом объем грузового сегмента вырос на 64%.

Сколько в мире авиагрузовиков российского производства?

Парк отечественных грузовых самолетов очень небольшой, потому что новые авиалайнеры, типа Sukhoi Superjet и МС-21, еще не достигли возраста, когда целесообразно переделывать их в грузовые варианты. А изначально грузовые самолеты, вроде Ту-204 и «рабочие лошадки» Ил-76, можно пересчитать по пальцам. Еще есть несколько единиц совсем ветеранов АН-12, выпущенных аж в 1970-х годах прошлого века, но они скоро уйдут в небытие. Новые российские авиагрузовики, например, Ил-112, еще только-только проходят государственные испытания, до запуска их в серию пройдет 5-7 лет.

Знаменитому «Руслану» (АН-124) принадлежит 21 мировой рекорд, например, это самый грузоподъемный транспортник на планете. Способен взять на борт до 120 тонн, пустой может летать на расстояние до 20 тыс. км, груженый — до 4,8 тыс. км. Разработкой и производством занимались на заводах в Киеве и Ульяновске. После распада СССР за права на АН-124 борются Россия и Украина.

В АН-124 загружают 2 вагона на магнитной подушке, чтобы перевезти из Мюнхена в Чэнду (Китай)
В АН-124 загружают 2 вагона на магнитной подушке, чтобы перевезти из Мюнхена в Чэнду (Китай) (Фото: Max Boegl)

У российских грузовых самолетов есть свои достоинства и недостатки. Например, Ил-76 может спокойно перевозить до 60 тонн груза, в самолет своим ходом заедет не один автомобиль. Однако это специализированный самолет, он изначально разрабатывался для военных, поэтому не предназначен для современных гражданских контейнеров.

АН-225 «Мрия» — самый большой грузовой самолет, когда-либо поднимавшийся в небо. Ему принадлежит абсолютный рекорд грузоподъемности — 253,8 тонны. Существует в единственном экземпляре. «Мрию» построили в Киеве в 1988 году специально для перевозки космического корабля «Буран». Сегодня АН-225 эксплуатирует украинская компания Antonov Airlines. В 2020 году самолет перевозил медицинский груз из Китая в Польшу для борьбы с COVID-19, ставший крупнейшим в истории авиации.

Самолет АН-225 «Мрия»

Что и как перевозят по воздуху

Воздушная доставка — удовольствие не из дешевых. Для сравнения: то, что морем можно доставить за $195, перевезти по воздуху обойдется уже в $1 тыс: разместить груз на корабле в 4-16 раз дешевле, чем на самолете. Доставка морем куда меньше загрязняет окружающую среду. 2-тонная партия преодолеет 5 тыс.км на корабле, оставив углеродный след 150 кг. СО2, на самолете — 6 605 кг. К тому же корабль может взять гораздо больше груза, чем тот же конвертированный Boeing, в один морской контейнер входит до 10 тыс. пивных бутылок.

На Олимпиаду в Токио грузовыми самолетами доставляли лошадей. Для этого потребовалось 8 бортов
На Олимпиаду в Токио грузовыми самолетами доставляли лошадей. Для этого потребовалось 8 бортов (Фото: Fédération Equestre Internationale)

Однако в ряде случаев оперативность и безопасность важнее цены и вместительности: перевозка по небу до 30 раз быстрее, чем по воде. Итак, что возят самолетами:

  • Фармацевтику и медицинские грузы. Кроме масок, перчаток и вакцин, это лекарства, медпрепараты и, например, донорские органы, невероятно капризные к условиям транспортировки. Например, сердце вне тела может жить только 4-6 часов, чем быстрее оно окажется в операционной, тем больше шанс, что орган приживется;
  • Скоропортящиеся товары: фрукты, продукты, цветы;
  • Различную технику, детали, запчасти;
  • Предметы исторической значимости (картины, скульптуры и т.д), драгметаллы, украшения;
  • Военные детали и технику, части воздушных и морских судов;
  • Частные посылки.

Практически все из перечисленного сегодня можно приобрести онлайн. В 2021 году емкость рынка интернет-покупок может составить почти $5 трлн. К такому масштабному росту готовятся все крупнейшие игроки: к примеру, для доставки своих посылок интернет-платформа Amazon создает собственный воздушный флот: у испытывающих трудности авиакомпаний Delta и WestJet она купила 11 Boeing 767-300.

Владелец Amazon Джефф Безос, которого считают самым богатым человеком в мире, «использует логистику как секретное оружие».

«Amazon Air в настоящее время использует свои самолеты только для перевозки собственных грузов и еще не продала услуги третьим сторонам, — поясняет Дамиан Бретт, редактор Air Cargo News. — Хотя это уже привело к потере доходов таких компаний, как UPS и FedEx, Amazon еще не конкурирует с ними напрямую. Однако если Amazon начнет предлагать услуги авиаперевозок внешним сторонам, это может стать (для монополистов, прим. РБК Тренды) большой угрозой».

Обновлено 25.08.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть