Что такое форсайт и как он помогает составить сценарии будущего

Фото:  Ali Kazal / Unsplash
Фото: Ali Kazal / Unsplash
Предсказаниям будущего столько же лет, сколько человечеству — людям некомфортно жить в неопределенности. РБК Тренды рассказывают о современных подходах к стратегическому прогнозированию

Об эксперте: Александр Чулок, к.э.н., директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Этот материал ребята из команды Трендов обсудили в выпуске подкаста «Летучка». Послушать можно на любой удобной платформе: в плеере выше, в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts и везде, где есть подкасты.

Три подхода к прогнозированию

С середины XX века развиваются три школы по изучению будущего.

Первая связана с классическим прогнозированием на базе широкого класса теоретических исследований, включая макроэкономические модели, модели экономического роста. В числе видных ученых, представляющих это направление, — Джованни Дози, Филипп Агийон, Дарон Асемоглу, Николас Грегори Мэнкью и многие другие. Например, нобелевские лауреаты по экономике Роберт Солоу и Пол Ромер последовательно изучали, от чего зависит экономический рост в стране, какие факторы на него влияют.

Несмотря на объединение усилий многих великих экономистов, применение сложных математических инструментов и десятилетий достройки и «калибровки» теорий, это направление изучения будущего имеет ряд значимых недостатков, которые только усилились за последние годы. Среди наиболее существенных:

  • трудности учета внешних факторов (например, глобальных трендов или джокеров — событий с низкой вероятностью наступления, но масштабными эффектами), взаимодействий между ними и их влияния на поведение экономических агентов-стейкхолдеров, что негативно сказывается на применимости теорий и моделей в период нестабильных и постоянно меняющихся внешних условий;
  • больший вес ретроспективной составляющей по сравнению с прогностической (объяснение «как было», а не «как будет»), как следствие — снижение ценности выводов исследований для принятия управленческих решений государством и бизнесом;
  • доминирование одной (выбранной) теоретической или эмпирической базы, наличие эффектов path dependence (зависимости от выбранного пути), сложности с быстрым использованием новых исследовательских и аналитических инструментов;
  • слабое вовлечение экономических агентов-стейкхолдеров в формирование выводов и реализацию результатов моделей, взгляд «стороннего наблюдателя сверху» и, как следствие, оторванность от реальных процессов, низкий уровень восприятия и отторжение выводов лицами, принимающими решения, наукой, компаниями, обществом, сложность учета обратной связи от них;
  • медленный процесс интеграции результатов в систему принятия решений: путь от исследования к реализации может занимать годы;
  • слабый уровень взаимодействия, нескоординированность между научными школами и концепциями и как следствие — отсутствие синергетического эффекта.

Однако сбрасывать со счетов теорию рано: несмотря на все недостатки, именно модели и моделирование как процесс задают «ребра жесткости» — например, понимание того, по каким направлениям могут развиваться страны, как макроэкономические факторы связаны друг с другом, какова может быть роль инноваций и технологий в экономическом росте, почему важно учитывать экологическую нагрузку на ВВП и в чем состоит роль рынка труда в эпоху цифровизации и роботизации.

Вторая научная школа связана с эмпирикой. Представители этого направления исходят из анализа реальных данных, собираемых через статистические обследования или опросы экспертов, и строят свои предположения, опираясь на них. Например, еще Йозеф Шумпетер высказал гипотезу о положительной взаимосвязи инноваций с размером организации, которая послужила фундаментом для целого ландшафта масштабных эмпирических исследований о влиянии различных типов инноваций на компанию, ее конкурентоспособность, положение на рынке и роль в национальной инновационной системе.

Опросы могут носить конъюнктурный или социологический характер. Например, представители крупных консалтинговых компаний опрашивали топ-менеджеров и менеджеров среднего звена по выборке из 50 стран о глобальных трендах, и таким образом получалось создать модели «от земли», от реальности. Сейчас такие опросы мнений тоже довольно популярны и часто появляются в медиа. У этого подхода также есть ограничения, в первую очередь связанные с субъективностью получаемой от респондентов информации, трудностями отбора релевантных экспертов, существенными временными лагами в появлении официальной статистики и невозможностью учесть все значимые факторы и переменные. Тем не менее, благодаря ему можно получить понимание того, как будущее может выглядеть из позиции сегодняшнего наблюдателя, а также выявить причинно-следственные связи, как это сделали нобелевские лауреаты по экономике 2021 года Дэвид Кард, Джошуа Ангрист и Гвидо Имбенс.

Наконец, третья научная школа совмещает теорию и практику. Лидирующим направлением здесь является классический форсайт — процесс систематической научно обоснованной оценки перспектив будущего науки, экономики и общества с учетом глобальных трендов, внутренних заделов и вовлечением всех стейкхолдеров, формирующих будущее. Он направлен не столько на прогнозирование будущего, сколько на его формирование с участием экономических агентов-стейкхолдеров — то есть тех, кто в этом будущем живет. Если мы говорим про форсайт конкретной отрасли, то это могут быть компании из этой отрасли, отраслевые вузы, научные организации.

Основная задача форсайта — это изменение стратегий экономических агентов в направлении формирования будущего с учетом глобальных трендов, с опорой на серьезный математический инструмент и на большие данные. В комбинированную методологию входит более 80 различных инструментов, в том числе и математические модели, маркетинговые и социологические инструменты, опросы, что позволяет нивелировать недостатки одних методов возможностями других. Например, там, где математические модели не работают, форсайт применяет экспертные методы, а параметры, которые сложно моделировать с помощью экспертных процедур, специалисты получают и снова интегрируют в модель, то есть достраивают «мостики» с помощью форсайта. Когда есть большое количество экспертов, используется метод «Дельфи», с помощью которого можно опрашивать тысячи респондентов. Впервые он был применен американской корпорацией RAND еще в 50-ые годы, а сегодня используется в Японии, США, Германии, Южной Корее, Китае — и в России.

Мы использовали метод «Дельфи» для разработки Прогноза научно-технического развития России на период до 2030 года. Одна из стадий этого прогноза включала опрос более одной тысячи экспертов, отобранных по очень жесткой системе критериев. Однако даже несмотря на значительные возможности полученных данных, результаты «Дельфи» в дальнейшем мы преломляем, картируем на ландшафты глобальных трендов, которые были отобраны с помощью анализа больших данных. Именно это позволяет делать наша система интеллектуального анализа iFORA, которая по состоянию на 2022 год включает уже более полумиллиарда различных документов — от патентов до отчетов ведущих международных организаций и консалтинговых компаний.

Форсайт — навигатор в мире VUCA и BANI

Синергия от применения различных инструментов и направленность на поддержку принятия управленческих решений делает классический форсайт эффективным инструментом работы с неопределенным будущим в эпоху VUCA и BANI, в которую мы, несомненно, вошли.

У теоретических подходов, таких как макроэкономический анализ и экономическая теория, есть ряд ограничений, связанных с тем, что, во-первых, они не всегда учитывают реальность и реальные процессы, а во-вторых, часто бывают «зашорены». Даже представители разных научных школ редко коммуницируют, хотя мы все живем в единой реальности, где совмещаются и микро-, и мезо-, и макропроцессы, и бизнесу надо принимать решения здесь и сейчас. У них нет времени ждать, когда экономисты договорятся или победит одна научная школа, им нужна основа для быстрого принятия решений. Если раньше они могли подождать, когда выйдут новые исследования, то сейчас время принятия решений катастрофически сократилось. В этих условиях нужна новая платформа для научно обоснованного принятия решений. Эмпирика в данном случае тоже может иметь ряд недостатков: как генералы готовятся по последнему сражению к новому, так и она может отражать результаты прошлого статуса. И тогда каждый раз, обсуждая будущее, мы будем смотреть на картинку из прошлого, отставая даже не на один шаг.

При этом эмпирические исследования крайне важны, они позволяют понять, о чем думают экономические агенты, как они настроены по крайней мере по состоянию на момент сбора информации, а теория позволяет взглянуть на процессы шире и увидеть лес за деревьями. Но на самом деле выступить платформой для поддержки отношений может форсайт, в котором совмещаются эмпирическая и теоретическая составляющие.

Выбор конкретных инструментов из широкого арсенала форсайта зависит от целей и задач, которые стоят перед компанией или государством. Форсайт не оперирует одним инструментом, в нем даже самый простой инструмент, например, SWOT-анализ или анализ пяти сил конкуренций Майкла Портера, интегрирован в общую методологию.

Когда мы делаем отраслевые, корпоративные исследования или форсайты для секторов, то используем порядка пяти–восьми разных инструментов. В случае с национальными прогнозами для министерств или ведомств задействуется 10–15 методов. Конечно, искусство заключается в их комбинации, в том, в какой последовательности их применять, и самое главное — как они увязаны в единую методологическую конструкцию. Когда проводить «Дельфи» и надо ли его проводить? Какие данные надо получить, прежде чем приглашать экспертов на мозговой штурм, что делать после? Как провести форсайт-сессию, чтобы она не превратилась в унылый разговор о текущих проблемах? Здесь кроются тонкости, которые при правильном отношении позволяют получить действительно качественный результат.

Что дает форсайт

На выходе из правильно организованного форсайта можно извлечь несколько типов результатов: во-первых, это широкие знания о глобальных трендах, то есть не просто их перечень, а оценки времени наступления тренда, описание его эффектов, тех, кто может проиграть или выиграть от его реализации. Это важно, поскольку даже в одной отрасли один и тот же тренд может выступить как угрозой, так и возможностью. Также на базе анализа трендов и слабых сигналов можно получить карту джокеров. Важно, что они не обязательно должны быть негативными, могут быть и позитивные, например, связанные с радикальным увеличением продолжительности жизни, новыми чистыми и дешевыми источниками энергии, победой над распространенными вирусами и заболеваниями. Джокеры можно идентифицировать в очень разных сферах: экономике, политике, науке, природе.

Например, в сфере ИТ помимо очевидных джокеров, связанных с внешнеполитическими и экономическими трендами, существуют также климатические, то есть таяние льдов, вечной мерзлоты и извержение вулканов. Повышение среднегодовой температуры влияет на мировые рынки, на приоритеты государств, в частности, повышается внимание к продовольственной безопасности. Мы понимаем, что бюджеты ограничены, и это в любом случае будет влиять на поддержку ИТ, на требования к ИТ-компаниям, на стоимость электроэнергии. Будут и проблемы, связанные с охлаждением.

Очень часто бизнес думает в рамках некоторых ментальных границ, а угрозы и возможности всегда приходят за этими границами. Форсайт как раз позволяет расширять границы стратегического видения.

Вторая группа результатов форсайта — это знания о рынках и продуктах. Для эффективного маркетолога ключевым становится понимание потребительских характеристик, которые определяют конкурентоспособность продукта не только в настоящем, но и в будущем: оптимальное соотношение цены и качества, соответствие этическим или технологическим стандартам, например, размерам или энергоэффективности, обеспечение технологического суверенитета, национальной безопасности или возможность интеграции в экосистемы. После этого можно формировать задачи для технологов.

Форсайт позволяет выявлять знания о новых рынках, о потребительских характеристиках. Сейчас перестраиваются цепочки добавленной стоимости, многие компании пересматривают рынки, и в этой ситуации взгляд охватом в 360 градусов становится ключевым преимуществом.

Третье направление результатов — это технологии, результаты исследований и разработок, которые могут либо способствовать прорыву, либо создать добавленную стоимость, как, например, различные добавки для строительных материалов на основе графена.

Наконец, последняя группа — это компетенции, необходимые для воплощения приоритетного состояния будущего.

Назад в будущее: сценарный подход

Форсайт направлен на создание облика будущего, его описание. Если вы хотите что-то создать, вы сначала должны это описать, и очень важно, что стратегии, разрабатываемые компаниями, должны формироваться не из настоящего в будущее простой экстраполяцией, а с учетом будущего — в настоящее.

Форсайт уже несколько десятилетий активно применяет метод сценарного моделирования, хорошо зарекомендовавший себя в стратегическом менеджменте. В России, к сожалению, этот класс инструментов часто используется по достаточно упрощенной схеме «базовый, оптимистичный и пессимистичный сценарии». По факту же негативный сценарий никто не утвердит, позитивный вряд ли произойдет, и остается только один — базовый, то есть всего одно высоковероятное описание облика будущего и обоснование, почему надо взять его за основу. Это грубое упрощение реальности, в то время как на самом деле сценарии могут быть достаточно комплексными и складываются из многочисленных развилок, которые формируются глобальными трендами.

Есть разные подходы к построению сценариев, самый распространенный — 2х2, когда определяются два фактора, которые имеют наибольшее влияние на предмет сценирования и наименьшую определенность в реализации. Они отбираются через анализ глобальных трендов и джокеров.

Второй подход предусматривает не один, а целое семейство сценариев. Например, альфа-сценарий — это восстановление бизнеса до прежнего состояния, и для кого-то это может быть негативный прогноз, если ранее компания стагнировала. Бета-сценарий — это ухудшение положения бизнеса, а далее следуют визионерские и трансформационные сценарии. Когда на руках есть все возможные варианты, можно выстраивать дорожные карты, определять, какие действия компания или регион, должны предпринять, чтобы в том или ином сценарии чувствовать себя успешными.

Здесь также важно помнить об ограничениях, поскольку будущее никогда не происходит точно по выбранному сценарию. Смысл работы с будущим — не угадать его, а именно сформировать и быть к нему готовыми, чтобы встроиться в те или иные реалии либо подстроить их под себя, если есть такая рыночная сила и возможность.

Мир уже пришел к тому, чтобы сделать работу с будущим качественно и научно обоснованно. Однако важно понимать, что серьезный результат можно получить, только используя научно обоснованную, валидированную методологию.

Обновлено 08.08.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть