Как менялась сфера образования, чтобы готовить специалистов будущего

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали актуальные изменения в образовании. Часть изменений отражают долгие тренды, другие только зарождаются, в том числе под воздействием внешних шоков

Об авторах:

сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Наталья Бондаренко, Татьяна Варламова, Елена Шкалева, Наталья Шматко, Николай Шугаль.

Образовательные траектории

Исследование образовательного выбора позволило выявить основные образовательные траектории и стратегии населения.

К концу 2010-х годов:

  • большинство выпускников 9-х классов продолжали обучение в средней школе;
  • чуть более 40% поступали на обучение по программам среднего профессионального образования (СПО);
  • около 70% выпускников 11-х классов выбирали высшее образование;
  • каждый пятый продолжал обучение в колледже;
  • каждый десятый выходил из системы образования.

Однако «пандемийный» 2020 год внес свои коррективы в эту картину:

  • доля выпускников 11-х классов, поступивших в вузы, упала с 70% в 2019 году до 64% в 2020 году;
  • «высвободившиеся» 6% распределились поровну на два потока: одни шли на программы подготовки специалистов среднего звена, другие решали не продолжать обучение в системе образования в этом году.

В 2021 году началось восстановление этих показателей:

  • доля выпускников 9-х классов, покинувших систему образования, оказалась меньше, чем годом ранее (5,4% против 6,6%);
  • до 68% подросла доля выпускников средней школы, продолживших обучение в вузах.

Профессиональный выбор сегодня делают уже на этапе выпуска из 9 класса, причем привычная траектория «основная школа — средняя школа — вуз» в последнее время конкурирует с траекторией «основная школа — программы СПО». Путь «из основной школы в среднюю» представляется целесообразным, если ведет к поступлению на очное, преимущественно бесплатное обучение в вузе. На платное очное обучение выпускники 11 классов стали чаще поступать не сразу, а спустя некоторое время после выпуска.

В целом высшее образование по-прежнему в приоритете, особенно для выпускников средней школы. Однако его популярность становится несколько ниже по сравнению с 2009-2014 годами, когда в вуз поступали 76-78% выпускников 11-х классов.

Некоторые изменения образовательных стратегий связаны с процессами, происходившими непосредственно в высшем образовании. Например, итогом мероприятий по повышению качества высшего образования, реализованных в 2010-х годах, стало сокращение возможностей поступления для наименее способных и мотивированных абитуриентов.

При этом заметен рост спроса молодежи на среднее профессиональное образование. Это происходит за счет подготовки специалистов среднего звена, тогда как рабочие профессии на протяжении последних двух десятилетий переживают серьезный спад популярности. Хотя традиционно спрос на СПО предъявляют, главным образом, девятиклассники, снова намечается тенденция к росту интереса к нему и со стороны выпускников 11-х классов.

Для выпускников 9-х классов, выбирающих СПО, характерны две основные стратегии: «СПО как самоцель» и «СПО как трамплин в вуз» (ее придерживаются 13% выпускников основной школы).

Для нынешних 25-летних характерны девять траекторий в образовании и на рынке труда
Экономика образования Путь «школа → вуз → работа» уже не актуален — результаты исследования ВШЭ

Цифровизация образования

Цифровизация сферы образования — одно из условий, обеспечивающих обновление образовательных стратегий. Она рассматривается как основа для реализации стратегических задач повышения доступности образования, актуализации содержания и повышения качества образовательного процесса.

Кроме того, роль цифровизации системы образования значительно возросла в 2020 году, когда вынужденное введение ограничительных мер стало причиной массового перехода образовательных организаций всех уровней на дистанционную работу.

Сквозные тенденции по уровням образования, влияющие на развитие цифровой образовательной среды, — нехватка современных цифровых устройств и не соответствующий потребностям образовательных организаций уровень обеспеченности ПО. Цифровые компетенции педагогов с учетом их самооценок требуют актуализации.

Руководство вузов признает необходимость совершенствования углубленных компьютерных навыков (включая работу со специализированным ПО) у значительной части преподавателей. Только в 50% вузов их умения были оценены на «хорошо». В ведущих вузах оказалась такая же доля, но преподавателям в этих вузах требуется осваивать более современное оборудование. У 40% преподавателей обучение использованию профессиональных компьютерных программам оказалось среди приоритетных потребностей в плане профессионального развития.

Потенциал наращивания цифровых навыков студентов

  • Студенты вузов опережают по уровню цифровой грамотности своих сверстников, обучающихся на программах СПО, а также старшеклассников;
  • 85% студентов вузов обладают навыками работы с ПО, цифровыми навыками работы с информацией и цифровыми коммуникационными навыками;
  • навыки цифровой безопасности распространены несколько меньше: только 70% студентов используют антивирусное ПО;
  • только половина студентов имеет как минимум базовый уровень навыков установки и настройки цифровых устройств, операционной системы или ПО.

Уровень цифровых компетенций учащихся вузов зависит от направления подготовки: лидируют математические и технические направления, а гуманитарные, общественные направления и медицинские сильно отстают.

Перспективы цифровизации

Свыше 50% вузов планируют продолжить перевод лекционных занятий или в целом учебных курсов собственных преподавателей в онлайн-режим (в том числе в формат онлайн-конференций). Преимущественно делается акцент на смешанных форматах обучения с использованием онлайн-курсов.

По мнению преподавателей, перевод на новые форматы обучения целесообразен только в том случае, если предлагаемые онлайн-курсы имеют высокую репутацию, представлены авторитетными экспертами в соответствующих областях, например, созданные ведущими профессорами международного уровня.

Фото:Freepik
Экономика образования Иммерсивность, глокализация и VR: основные тренды школьного образования

Профессии будущего

В 2000-е годы обновление технологий в мире и в России значительно ускорилось. Этот фактор, наряду с обновлением бизнес-процессов, изменил требования работодателей. Теперь они ожидают от работников владения новыми навыками, причем главный акцент делается на применении цифровых и инженерных навыков.

Новые требования стали вызовом для системы образования, поскольку она в силу своей жесткости откликается на технологические инновации гораздо медленнее, чем рынок труда. На рынке всегда наблюдается дефицит специалистов актуальных профессий, и чтобы устранить разрыв между спросом и предложением необходимо двигаться одновременно по двум путям:

  1. нужно трансформировать базовое образование с учетом формирования новых востребованных компетенций и профессий;

  2. развивать дополнительное образование как «скоростной путь» овладения отдельными цифровыми и технологическими навыками.

Тем, кто только выбирает профессию, необходимо дать инструменты, которые помогут сориентироваться в выборе профессии и специальности по основной образовательной программе, определить привлекательную и перспективную область знаний, приобрести самые востребованные компетенции: цифровые, командные, управленческие, которые дадут им возможность адаптироваться к запросам рынка. А тем, кто уже получил специальность, необходимо быстро переучиваться и получать недостающие навыки.

Кто нужен на рынке труда

В условиях развития цифровой экономики повсеместно растет спрос на выпускников и специалистов в областях STEM (естественные науки, технологии, инженерия, математика), однако этот спрос остается неудовлетворенным, а отдельные STEM-навыки требуются все более широкому кругу профессионалов из других сфер.

Единого определения состава STEM-профессий не существует: по различным классификаторам, их число варьируется, достигая 100 и более. Например, Бюро статистики труда США опирается на перечень 100 профессий STEM, в который входят:

  • компьютерные и математические профессии;
  • архитектурные и инженерные;
  • профессии, связанные с естествознанием и физикой;
  • управлением и преподаванием в высшей школе;
  • с продажами в этих функциональных областях;
  • профессии, требующие наличия научных или технических знаний, полученных в рамках третичного образования.

Абсолютными лидерами среди STEM-профессий в мире являются разработчики ПО. Необходимость анализировать значительные объемы информации определяет спрос на аналитиков данных (data scientists). Последние входят и в российский перечень топ-10 самых востребованных профессий, наряду со специалистами по кибербезопасности.

Фото:Michael Bocchieri / Getty Images
Экономика образования Смена курса: как стать аналитиком больших данных

Заметная доля наиболее перспективных как на мировом, так и на российском рынке STEM-профессий связана с инженерным делом. При этом если в России растет значимость инженеров-технологов и инженерных кадров для сельского хозяйства, то на мировом рынке востребованы инженеры по биомедицинскому оборудованию и в авиакосмической отрасли.

По результатам проведенного специалистами НИУ ВШЭ совместно с экспертами «Сбера» исследования, был подготовлен «Атлас профессий будущего». В нем отобраны и описаны профессии и навыки, которые будут востребованы уже в недалеком будущем.

В расчет принимались такие факторы, как:

  • цифровая трансформация всех отраслей экономики, развитие цифровых экосистем, стремительное развитие и расширение сфер применения ИТ;
  • переход к инструментам Индустрии 4.0;
  • рост применения робототехники, решений на основе искусственного интеллекта, интернета вещей, облачных систем;
  • развитие цепочек поставок для обеспечения энергетической и продовольственной безопасности;
  • взрывной рост объема и разнообразия данных, развитие технологий обработки больших данных, распространение парадигмы data-driven в управлении процессами и принятии решений;
  • растущая роль кибербезопасности и цифровой конфиденциальности;
  • тренд на достижение ментального и физического благополучия человека;
  • рост продолжительности жизни, усиление общественной значимости биологических данных и антивозрастной медицины, персонификация медицины.

Эксперты прогнозируют появление новых востребованных специалистов:

  • Геоаналитиков, которые собирают, анализируют и интерпретируют пространственные данные.

  • Архитекторов мультиоблачных решений в сфере информационных технологий, которые занимаются разработкой и внедрением облачной инфраструктуры и вычислительной стратегией компании.

  • Экспертов-техноэтиков в области юриспруденции. Они будут решать этические проблемы, возникающие в процессе развития технологий, а также разрабатывать нормативно-правовые основы применения технологий в разных областях науки и техники.

  • Биоэкономистов, которые должны осуществлять разработку и внедрение экономических моделей и решений по применению биотехнологий в медицине, сельском хозяйстве и промышленности, а в целом — работать на обеспечение продовольственной и экологической безопасности.

Фото:РБК Тренды
Экономика образования 150 профессий будущего

Проведенное исследование выявило дефицит специалистов на российском рынке труда по широкому кругу перспективных профессий, а также несоответствие уровня подготовки выпускников требованиям рынка. Большие расхождения по спросу и предложению современных компетенций наблюдаются у инженеров-технологов, инженеров-химиков и инженеров по электротехнике. Наиболее существенный дефицит наблюдается по инженерным и IT-направлениям, находящимся на стыке дисциплин (например, кибербезопасность в нефтепереработке, специалист по квантовым коммуникациям, физик наноструктур и нанотехнологий).

Для удовлетворения спроса на навыки, которыми должны обладать «профессионалы будущего», необходима более масштабная подготовка кадров в области технологий обработки больших данных, VR/AR технологий, математического и компьютерного моделирования физических процессов, робототехники, медицинских технологий. Налицо необходимость перестройки системы образования для адаптации работников к новым условиям и обучения по новым профессиям. От специалистов в ближайшие годы будут требоваться не просто широкий профессиональный кругозор, но и готовность отслеживать перспективные технологии как в своей, так и в смежных областях, желание их осваивать.

Обновлено 19.08.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть