Учимся без учебника: подкаст «Списать не получится»

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Почему в учебе не помогут готовые решения и как учиться через окружение — узнали у эксперта в области развивающих практик Михаила Кларина в первом выпуске второго сезона подкаста РБК Трендов «Списать не получится»

В современной информационной среде знание перестало быть ценностью, передающейся из уст в уста в стенах аудиторий. Образовательные учреждения теряют монополию на «сеять разумное и вечное», а молодые профессионалы все чаще задаются вопросом: «Зачем идти в вуз, если на работе все равно спросят про опыт?» Учебные организации пытаются сделать свои программы более прикладными, но пока ни одна лекция не передала с точностью опыт, получаемый на практике.

О том, как эффективно учиться на рабочем месте и почему lifelong-learn'ерам не избежать постоянных вызовов самим себе, ведущий Максим Буланов поговорил с Михаилом Клариным, доктором наук, экспертом в области развивающих практик, коучинга, организационного консультирования, образования и практической психологии.

Таймлайн разговора

2:55 — Традиционное образование или практики развития?

5:15 — Образование через освоение опыта

6:25 — Почему после вуза приходится переучиваться

8:55 — Как учится взрослый человек

13:45 — Чем поможет собеседник-отражатель

17:00 — Рубрика «Шпаргалка»: Екатерина Трусова о том, чему не научат курсы

22:30 — Зачем формировать медиапространство под себя

26:15 — Цифровой интеллект в жизни лайфлонглернера

30:00 — Лайфхаки по саморазвитию

Чтобы прослушивание выпуска было максимально полезным, мы подготовили для вас небольшое задание. Оно поможет распознать наличие жизненного или профессионального вызова, а также подтолкнет на поиск стратегий для его преодоления. Скачать файл для работы можно здесь.

Хайлайты разговора

Школы и университеты работают в рамках фиксированной образовательной программы. Студент получает выжимку знаний, часто далеких от реальности. Из-за этого на работе зачастую приходится забывать многое, чему учили в вузе. И это нормально, ведь человек попадает в другой контекст, знания в котором осваиваются «живьем».

Взрослый человек учится в ответ на вызовы — профессиональные и жизненные. Сначала он спрашивает: «Что для меня сейчас вызов?» Распознав таковой, человек определяет полезные для него источники информации или людей, чей опыт может быть ценен в данной ситуации.

В положении неопределенности стоит обратиться к человеку, «об которого можно подумать». Это может быть коуч, ментор, коллега из другого отдела или смежной профессиональной области. Он поможет увидеть то, что самостоятельно разглядеть не получится, и выудить из самого себя знания, которые не удалось бы получить без диалога.

Фото:МИФ
Экономика образования Скажи, кто твой ментор: как найти хорошего наставника

Чтобы чувствовать себя полноценным в профессии и жизни, не получится ограничиться отвлеченными знаниями из учебника. Научиться эффективному решению вопросов можно лишь в процессе переживания конкретного опыта. Однако пренебрегать задачами с готовыми ответами тоже не стоит: накопленная веками мудрость не менее важна.

Эффективный способ подпитываться практиками и опытом других людей — составление личной медиасреды: подписка на профессиональные блоги, изучение кейсов или личное общение с хозяином блога.

Нельзя все время быть успешным. Чтобы развиваться, нужно осознавать недостаточность своих знаний, принимать свои дефициты.

Человек, способный с помощью древнейших практик вернуться к самому себе, услышать себя и сохранить фокусировку внимания, будет более комфортно развиваться в цифровой среде.

Чтобы не пропустить следующий выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете. А в нашем Telegram-канале вас уже ждет задание, выполнив которое, вы станете еще более эффективным lifelong-learn'ером.

Ссылки эпизода

Обновлено 01.06.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть